
Жанна Луиза Калман известна как женщина, которой удалось установить рекорд долгожительства. Причем, в отличие от многих других патриархов, у нее был документ – свидетельство о рождении, официально зафиксировавший дату появления на свет.
Детство
21 февраля 1875 года – день рождения Жанны Кальман. Случилось это радостное событие в городе Арле, где она, кстати, и провела всю свою жизнь. По профессии отец девочки – Николя Кальман – был судостроителем, однако, судя по всему, на жизнь зарабатывал, торгуя красками в собственной лавке, где позже ему помогала Жанна.
Кстати, там-то однажды 13-летняя Жанна и повстречала Ван Гога. Однако знаменитый художник не произвел на нее должного впечатления. По ее отзыву, он был «грязным, плохо одетым и недружелюбным», к тому же от него пахло алкоголем, поэтому она отказалась его обслуживать.
Но вернемся к родителям девочки. Отец входил в совет Арля. Мать – Маргарит Жиль – была дочерью мельника. Словом, добропорядочное буржуазное семейство, к тому же с хорошими генами: Николя прожил 93 года, Маргарет – 82.
Любопытно, что сохранилась не только метрика, но и данные о крестных ребенка: ими стали Луи Паже и Жанна Жиль, тетка. В их честь малышка получила двойное имя: Жанна Луиза.
В семье, кроме Жанны, было трое детей. Двое из них умерло еще до рождения Жанны, а вот Франсуа, который был старше ее на десять лет, дожил до 97 лет.
Юность
Училась Жанна в средней школе Арля. В 1896 году, в возрасте 21-го года, вышла замуж за Фернанда Кальмана, своего троюродного брата. Он был успешным торговцем, владел магазином и обеспечил жене достойное содержание. Жанна жила в свое удовольствие, ни в чем не нуждаясь. Музицировала и посещала оперу, занималась теннисом и плаванием, каталась на велосипеде и роликах. Через два года после свадьбы, в 1988-м, она стала матерью очаровательной крошки по имени Ивонн. Поначалу, судя по документам, молодая семья жила в одном доме со свекровью и двумя слугами, но вскоре переехала в отдельную квартиру.
Потери
Многие скажут, что судьба была благосклонна к Жанне – как-никак жила очень долго, в довольстве, не зная болезней, лишений и тяжелого труда. И действительно, до пятидесяти лет все складывалось вполне удачно и благополучно. Но затем как будто что-то случилось: наверное, высшие силы посчитали, что счастье мадам Кальман нужно уравновесить по-настоящему горькими испытаниями. Шутка ли сказать – она пережила всех своих родных и в 88 лет осталась совершенно одна…
Сначала в 1932 году от пневмонии умерла Ивонн, оставив маленького сыночка, любимого внука Жанны – Фредерика. Затем, ровно через десять лет, внезапно умер муж – Николя Кальман. Говорят, он отравился вишнями.
Осиротевшие зять, внук и Жанна поселились вместе. Мальчик вырос, поступил в университет – он решил стать медиком и в 24 года, еще будучи студентом, женился. Через 13 лет, в 1963-м, Фредерик погиб в автомобильной аварии. Детей у него не было. За полгода до этой трагедии умер его отец, с которым Жанна жила после женитьбы внука. Кстати, ее племянница – единственная дочь брата Франсуа – умерла в возрасте 21 года.
Жанна продолжала жизненный путь, стараясь не думать о своих горьких потерях. Но перед смертью попросила, чтобы ей в гроб положили фотографии дочери и внука.
Старость
Мадам Кальман всегда отличалась крепким здоровьем, которое не смог подорвать даже безвременный уход самых близких людей. Впрочем, может быть, именно хорошие гены помогли ей не сломаться под тяжестью испытаний? Как бы то ни было, а достигнув преклонного возраста, она продолжала вести активный образ жизни и этим удивлять окружающих. Так, на девятом десятке решила научиться фехтовать, до ста лет каталась на велосипеде. Режим питания был, так сказать, сбалансированный, в том смысле, что, с одной стороны, в нем присутствовали очень полезные продукты: фрукты в большом количестве, шоколад (килограмм в неделю!), оливковое масло и хорошее вино, а с другой – сомнительные в своей пользе: фуа-гра и острые приправы.
Была у Жанны и одна вредная привычка, не вписывающаяся в режим, благоприятствующий хорошему здоровью и долголетию: до 117-ти она не расставалась с сигаретой. Конечно, мадам Кальман не дымила, как извозчик, но все же позволяла себе две сигаретки в день.
До 110 лет Жанна жила в собственном доме. Она не планировала перебираться в дом престарелых, пока во время приготовления обеда не устроила пожар. После этого инцидента мадам Кальман поняла, что старому человеку лучше находиться под присмотром и опекой специалистов. Еще пять лет она была активной, пока, упав с лестницы, не сломала бедро. Но и пересев в инвалидную коляску, не потеряла бодрость духа и чувство юмора.
История с недвижимостью
В 1965 году, когда Жанне исполнилось 90 и рядом с ней не оказалось ни одного наследника, она решила прибегнуть к так называемому обратному закладу – довольно популярной во Франции сделки. Жанна подписала контракт с адвокатом Франсуа Раффэ о продаже ему недвижимости в рассрочку. То есть мэтр должен был ежегодно выплачивать ей условленную сумму. Обычно такие выплаты длятся не дольше десяти лет, но в данном случае срок затянулся на тридцать два года и стоимость недвижимости обошлась супругам Раффэ в два раза дороже! В конце концов адвокат умер, а выплаты оговоренных сумм продолжила его вдова. По ее словам, несмотря на финансовые потери покойный муж был очень рад знакомству с мадам Кальман и всегда восхищался умом и человеческими качествами этой великолепной леди.
Слава
Любопытно, что, только поселившись в доме престарелых, долгожительница наконец оказалась в центре внимания ученых и журналистов. Каждый год, в день рождения «бабушки всех французов», как стали называть Жанну, у нее брали интервью для всевозможных изданий, радио и телевидения. Причем визиты представителей СМИ совершенно не тяготило мадам Кальман – наоборот, развлекали. «Я ждала 110 лет, чтобы стать знаменитой», – говорила она.
Ее остроумие восхищало, а отдельные фразы становились знаменитыми. Как, например, вот эта: «У меня всего одна морщина, и я на ней сижу!».
Казалось, интеллект долгожительницы с годами не только не ослабевает, но наоборот – крепнет. Ясность мышления, хорошую память отмечали все, кто с ней общался. Она помнила стихи, выученные в детстве, и с легкостью проделывала арифметические подсчеты. Когда после одного из интервью журналист сказал: «Увидимся! Может быть, в следующем году…», – мадам Кальман парировала моментально: «Почему бы и нет? Вы не так уж плохо выглядите!».
Умерла Жанна 4 августа 1997 года.
Феномен Жанны Кальман
По мнению ученых-геронтологов, изучавших феномен мадам Кальман, причин ее долголетия несколько.
Во-первых, конечно, хорошая наследственность – 68 установленных родственников Жанны прожили дольше среднего.
Во-вторых, диета. В частности шоколад и сухое красное вино, как известно, – источники антиоксидантов, которые помогают сохранять молодость клеток и препятствуют их перерождению.
В-третьих, активный образ жизни. Причем Жанна не только занималась различными видами спорта, но и просто любила много ходить, гулять на природе.
Но самое, пожалуй, главное, что помогло на долгие годы сохранить физическую активность и ясный ум, – это позитивный взгляд на мир, правильное отношение к происходящему. «Если вы с чем-то не можете ничего поделать, не переживайте из-за этого», – говорила Жанна. Она старалась в любых ситуациях избегать споров и конфликтов. Ну и, конечно, ей никогда не изменяло чувство юмора, о чем свидетельствует коронная фраза: «Мне кажется, что я умру от смеха».
Давайте усвоим урок, который преподала всем нам эта замечательная француженка. Наверняка нам не удастся повторить ее рекорд, но во всяком случае сделать свою жизнь лучше – уж точно сможем.