
Mystery shopping – особое направление в маркетинге. Тайные покупатели в качестве обыкновенных посетителей магазинов объективно оценивают уровень обслуживания, соответствие персонала требованиям владельца магазина, соблюдение персоналом установленных правил, информативность консультаций, стиль общения и комфортность пребывания в заведении торговли.
Подбором тайных покупателей занимаются специальные агентства. Мы расскажем вам, как можно открыть свое предприятие, предоставляющее эти услуги заинтересованным в улучшении качества обслуживания фирмам.
Возможны несколько видов проверок магазинов (mystery shopping)
Тайный покупатель приходит в магазин или другое предприятие и под видом обычного посетителя консультируется с персоналом и оценивает качество их работы.
Телефонный звонок
Тайный покупатель консультируется по телефону, пытаясь выяснить интересующие его вопросы относительно товаров или услуг. Начинается проверка, как в первом случае, но после проведения консультации тайный покупатель ставит персонал в известность о цели своего визита, заполняет специальную форму (контрольный лист) и заверяет его у руководителя предприятия.
Видеосъемка всего процесса консультирования и продажи
Для контроля соблюдения внутренних правил, не относящихся прямо к обслуживанию покупателей, заказывают аудиторские проверки.
Проверка с трудоустройством
Тайный покупатель официально устраивается на работу на предприятие и наблюдает за деятельностью сотрудников.
Целевая аудитория
- Предприятия торговли и общественного питания.
- Производственные предприятия, чтобы оценить спрос на продукцию и качество работы торговых представителей.
- Компании банковской или страховой сферы.
- Сервисные центры, автозаправки, ремонтные мастерские.
- Кампании, предоставляющие услуги (служба вызова такси, доставки на дом продуктов и т. п.).
Компании обращаются за услугами тайных агентов не только для того, чтобы оценить работу собственного персонала, но и для оценки работы конкурентов.
Начинающей фирме стоит обращаться с предложением своих услуг к небольшим компаниям, которые заинтересованы в правильной оценке своего положения на рынке. Крупные компании пользуются услугами тайных агентов регулярно и часто занимаются этим маркетинговым приемом самостоятельно.
Прежде всего, изучите список предприятий в вашем регионе и выберите компании, которые могут заинтересоваться вашими услугами. Затем свяжитесь с руководством предприятия или человеком, который непосредственно занимается организацией обслуживания. Если вы сможете убедительно объяснить, насколько важны подобные исследования в развитии предприятия, вам закажут проверку.
Подбор сотрудников
Сотрудников, которые зарегистрировались в агентствах, можно условно разделить на три группы.
Это люди, которые:
- Занимаются данной деятельностью как основной.
- Посвящают этому делу свободное от основного занятия время, чтобы дополнительно заработать.
- Зарегистрировались, но не провели ни одной проверки или провели всего несколько.
Большая часть сотрудников относится к третьему виду – они только числятся в агентстве, не принося ощутимой пользы. Это нужно учитывать при составлении базы сотрудников. Не волнуйтесь о том, что ваша база слишком обширна. Чем больше сотрудников с разнообразными данными по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу вам удастся привлечь, тем больший спектр услуг вы сможете охватить.
Никогда не прекращайте поиск тайных покупателей. Используйте все возможности – интернет, прессу, биржи по трудоустройству, объявления и рекламу – все средства хороши.
Способы общения с тайными покупателями
В этом виде деятельности возможны всего 2 вида общения с сотрудниками агентства:
- личное;
- удаленное.
Удаленное общение более эффективно, поскольку сводит к минимуму влияние человеческого фактора. Передача всей информации происходит по интернету.
Как происходит работа агентства
Когда условия проверки согласованы с заказчиком, менеджер агентства публикует их на сайте. Тайный покупатель видит в личном кабинете вакансии и, выбрав одну или несколько, подает заявку. Менеджер или координатор выбирает кандидата и согласует с заказчиком кандидатуру. Тайный покупатель разрабатывает легенду и изучает анкету, которую ему предстоит заполнить в результате проверки.
Посетив объект, агент заполняет анкету, комментирует ответы, прикрепляет записи бесед, фотоснимки, видеозаписи и пр. После проверки в агентстве, анкета направляется заказчику или возвращается менеджеру, который в спорных случаях принимает решение о дальнейших действиях. Заказчик получает анкеты также через сайт агентства.
Оплата услуг
Услуги агентства оплачиваются посредством безналичных расчетов. Агентство рассчитывается с тайным агентом также через систему перевода денег или на электронный кошелек. Как правило, оплата происходит после исполнения заказа и оплаты его заказчиком.
В то время, когда торговые сети и предприятия торговли стараются привлечь как можно больше покупателей, потребность в помощи тайных покупателей увеличивается все больше. Компаний, занимающихся этим видом услуг явно недостаточно. Это дает основания считать данный вид бизнеса перспективным.