Как открыть книжный магазин с нуля

Как открыть книжный магазин с нуля

Несмотря на довольно распространенное мнение о том, печатные книги скоро будут совершенно вытеснены электронными приспособлениями для чтения, многие книгочеи не спешат отказываться от своей привычки перелистывать страницы.

Спрос на книги растет, особенно в крупных городах. Правильно организованный книжный магазин может приносить своему хозяину стабильную прибыль, исчисляемую десятками тысяч долларов в год.

И совсем небольшой магазинчик, и книжный супермаркет должны обладать «своим лицом», чтобы заручиться постоянными покупателями и привлекать новых. Уютная атмосфера, индивидуальный подход к каждому посетителю, гостеприимство и компетентность людей, работающих в магазине, сделают книжный магазин не просто торговой точкой, а неким подобием клуба любителей чтения.

Мы не обещаем вам стремительного обогащения, но утверждаем, что при грамотном подходе и с приобретением опыта вы сможете сделать этот вид бизнеса делом своей жизни, приносящим приличный доход.

Успешные владельцы книжных магазинов всегда люди амбициозные, строящие бизнес «на вырост», понимающие, что без постоянного развития, непрерывного обновления ассортимента и творческого подхода затея книжного магазина обречена.

Изучение рынка

Прежде всего, нужно проанализировать, какая именно литература будет востребована в вашем населенном пункте. В больших городах беспроигрышный вариант – торговля художественной литературой и специализированными изданиями. Положительный момент – конкурентов у вас будет гораздо меньше, чем среди торговцев одеждой или продуктами питания.

Побывайте во всех книжных магазинах города. Выработайте свою собственную шкалу и оцените интерьер, количество и качество книг, уровень обслуживания, наличие дополнительных услуг (например, поиск книг на заказ или просто возможность выпить чашечку кофе).

После изучения конкурентов сходите на книжный рынок. Именно здесь можно узнать многое о востребованности книг. Конечно, бестселлеры о красивой любви или фантастических событиях всегда популярны, но вам нужно понять, каких книг на рынке не хватает. Скорее всего, на рынке вы отметите дефицит хорошей научной литературы. Не пугайтесь, когда узнаете, что некоторые книги стоят очень недешево, покупатели на них найдутся обязательно.

Общение с продавцами книг будет полезным в любом случае. Вполне вероятно, что вы узнаете многое о спросе на книги, а заодно, сможете привлечь знающих сотрудников для своего бизнеса.

Не вредно побывать в библиотеках, чтобы узнать, какая литература привлекает читателей. Если это возможно, закажите недорогое социологическое исследование. Пусть потенциальные клиенты ответят на несколько вопросов: какие книги они читают, какой литературы не хватает в городе и т. п. Опрос можно доверить даже студентам старших курсов, вам не нужен глубокий анализ рынка, достаточно составить общее впечатление о положении на рынке.

Когда информация будет собрана, станет ясно, какой именно книжный магазин нужен – специализированный или торгующий художественной литературой, а также можно определиться с литературными предпочтениями потенциальных покупателей.

Объемы и качество

По свидетельству бизнесменов, занимающихся книжной торговлей, рентабельность в этом виде бизнеса невелика из-за небольшой наценки на книги. Книги не относятся к товарам первой необходимости, поэтому нужно приготовиться к тому, то некоторые будут простаивать на полках по многу месяцев.

Ваша главная задача − привлечение покупателей богатым ассортиментом, первоклассным обслуживанием, скидками и акциями. Вы можете, например, организовать сдачу книг в прокат. Эта форма работы становится все популярнее и многие с удовольствием ей пользуются. Можно также принимать заказы на книги, которых нет в ассортименте – индивидуальный подход будет оценен и у вас появятся постоянные клиенты.

Хорошая прибыль при торговле книгами возможна только при крупном обороте продукции. В вашем магазине должно быть много книг самой разной тематики – не менее 15 тысяч наименований. У книг нет срока годности, поэтому можно рассчитывать на то, что рано или поздно вы сможете продать все, что закупили.

В некоторых издательства практикуется возможность возврата непроданных книг или отсрочка платежа. При этой форме вы можете рассчитываться с издательством или поставщиком после реализации книг, что, безусловно, удобно.

Финансовые вопросы

Для открытия книжного магазина понадобится около 1,5-2 млн. руб. Специалисты утверждают, что при правильном ведении бизнеса эти затраты окупятся через год.

Самой удобной формой хозяйствования в этом бизнесе считается общество с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация обойдется в 3-4 тыс.руб. Необходимо также разрешение пожарной инспекции и СЭС – около 200-400 долларов. Книжный магазин в центре города должен располагаться в довольно просторном помещении площадью от 150 кв. м, для магазина на окраине достаточно на окраине достаточно 100 кв. м.

Основные расходы придутся на аренду помещения и выплату зарплаты сотрудникам. Также необходимо сделать ремонт в помещении и закупить стеллажи, мебель, заказать вывеску. Обустройство обойдется приблизительно в 10 тысяч долларов.

У продавцов небольшие зарплаты, поэтому часто бывает сложно найти хорошего специалиста. Если вы сможете предложить оплату на 15-20% больше, чем у конкурентов, ваши поиски знающих специфику работы продавцов значительно облегчатся. Желательно, чтобы в магазине работали:

  • Три продавца-консультанта и кассир с зарплатой 12 000 руб.
  • Менеджер по закупкам – 15 000 руб.
  • Товаровед и бухгалтер – 15 000.

Книги старайтесь приобретать напрямую у издательств. Для старта нужно закупить около 10-15 тысяч книг, что будет стоить приблизительно 1 миллион рублей. Наценка на книги обычно составляет 50%.

Когда будете готовы к открытию магазина, устройте торжественное открытие – жители города должны знать об этом событии. Закажите рекламу в СМИ и на телевидении. Хорошо работают акции: каждый покупатель в день открытия получает 25-процентную скидку. Создайте свой сайт, и разместите описание книг и цены на них.

В заключение хотим дать добрый совет – не беритесь за организацию книжного магазина, если не любите читать. Книги – товар особенный, чтобы правильно сформировать их ассортимент, нельзя ориентироваться на привлекательность обложки.