Как открыть магазин компьютерной техники и комплектующих

Как открыть компьютерный магазин с нуля

Компьютер по праву можно считать символом нашего времени. Нет ни единой области в нашей жизни, где не использовался бы компьютер. Может показаться, что спрос на компьютеры таков, что успешность бизнеса по торговле ими всегда будет обеспечена. Но, на самом деле, это далеко не так, и многие из нас были свидетелями банкротств множества больших и малых компаний и магазинов, торгующих компьютерным оборудованием.

На компьютерном рынке очень жесткая конкуренция. Компьютерный магазин должен быть не только стильным и современным. Богатство выбора в нем должно сочетаться с умеренными ценами, а персонал должен уметь грамотно и доходчиво консультировать клиента по всем вопросам, возникающим у него. Если будут решены эти главные проблемы, то компьютерный магазин будет иметь устойчивый доход и экономическое благосостояние такого бизнеса будет обеспечено.

Выбор места расположения и площадь компьютерного магазина

Требование к расположению компьютерного магазина стандартное – гарантированный высокий уровень посещаемости. Совсем необязательно расположение магазина в центральной части города, но людная городская улица и недалекое расположение транспортных магистралей были бы очень удобны. К магазину должен быть обеспечен удобный подъезд и возможность автомобильной стоянки.

Стартовые расходы можно значительно сократить, не покупая помещение под магазин, а ограничившись арендой. Не имеет решающего значения, арендуете вы отдельный магазин или отдел в крупном торговом центре.

Оптимальная площадь магазина зависит от размаха деятельности, которую планируется разворачивать. Для среднего компьютерного магазина достаточно 250-400 кв. м. площади. Этой площади достаточно, чтобы расположить товар так, чтобы его удобно было рассмотреть и потрогать.

Если планируется открывать специализированный магазин узкого профиля, то ограничиться можно 150-200 кв. м. Как другую крайность можно рассмотреть цифровой супермаркет, в котором можно найти «все для всех». Для такого магазина понадобится 1 000-2 000 кв. м., внушительная сумма для старта, а также наличие опыта и настойчивости, чтобы не только не потерять вложенные деньги, но и заработать.

Обустройство компьютерного магазина

Основной идеей концепции компьютерного магазина должна быть идея максимального комфорта и удобств для покупателя. Это очень широкое понятие, включающее в себя удобство расположения магазина, широкий выбор техники, возможность удобного осмотра ее, высокий уровень сервиса и профессионализма персонала и другие факторы.

Клиентуру магазина можно условно разделить на две группы: новички-дилетанты и продвинутые пользователи. К этим двум группам должен быть разный подход при формировании ассортимента. Новичкам нужны готовые собранные компьютеры с широкими возможностями по минимальной цене. Продвинутых пользователей больше интересует возможность модернизации («апгрейта») или полной сборки компьютеров, поэтому они, в основном, ориентированы на комплектующие.

По утверждению маркетологов, примерно половину оборота компьютерного магазина составляют товары, называемые «расходниками»: диски, бумага, картриджи, чернила и т. п. Важно также, что эта группа товаров продается с максимальной наценкой.

Бурный рост цифровых технологий стирает границы между компьютерной и другой техникой, поэтому в последнее время можно наблюдать постепенное расширение ассортимента компьютерных магазинов. В этих магазинах появляются новые группы товаров: плазменные и жидкокристаллические телевизионные панели, цифровая фототехника, проекторы, мобильные телефоны и пр. Конечно, расширение ассортимента может быть ограничено физическими возможностями торговых площадей, но, если такая возможность имеется, то номенклатурный товарный ряд можно постепенно увеличивать, параллельно проводя мониторинг спроса.

Не забывайте о важных мелочах (3,5-7,0 млн. руб.)

Ограниченность торговых площадей в магазинах, где продается много «мелочей», не дает возможности удобно для покупателя показать весь ассортимент товара. Существуют принципы размещения товаров, которые позволяют увеличить объем продаж. К таким принципам относятся:

Иерархический принцип расположения товаров («иерархия полок»)

Принцип заключается в расположении товаров в торговом зале соответственно прибыльности: наиболее продаваемым и прибыльным товарам отдаются лучшие места.

Визуальное равновесие

Габаритные и тяжелые предметы на верхних полках стеллажей в торговом зале вызывают неосознанное беспокойство у посетителей из-за чувства опасности, связанной с возможным их падением. Ощущение дискомфорта негативно влияет на покупателей, поэтому тяжелые и крупные товары правильно располагать на нижних и средних полках, оставив верхние для легких сумок, небольших коробок и т. п.

Правильная группировка товаров

Группировка товаров по видам и назначению наиболее перспективна для успешной реализации. Некоторые владельцы предпочитают группировку товаров по наименованиям торговых брендов, которая неудобна и неэффективна.

Хорошее освещение

Обязательное условие успешной продажи. Товар должен быть хорошо виден со всех сторон, поэтому предпочтительны стеклянные витрины. Дополнительная подсветка не должна приводить к перегреву товаров.

Объемное представление

Ходовая и доступная по стоимости продукция выставляется массово. Новинки продаж и лидеры спроса выставляются отдельно на месте, где они хорошо просматриваются.

Ненавязчивая музыка

Приятный негромкий музыкальный фон поднимает настроение клиента и способствует его продолжительному пребыванию в магазине.

Наличие прайс-листов

Кроме ценников на образцах товара, на видных местах обязательно должны присутствовать прайс-листы с номенклатурой и ценами на позиции товара, в первую очередь того, которому не нашлось места на стеллажах.

Подбор персонала компьютерного магазина

Персонал магазина должен быть квалифицированным настолько, чтобы быть в состоянии не только в подробностях рассказать о товаре, но и проконсультировать клиента любого уровня. Дилетант должен иметь возможность получить основы понимания компьютера, а специалисту, выбирающему компьютер для фирмы, нужно уметь в подробностях изложить преимущество покупки именно в этом магазине, подробно описав привлекательность цены, качества, сервиса, гарантий, скидок и т. д.

Самое пристальное внимание следует уделять каждому клиенту, независимо от того, частник это или корпоративный заказчик.

Реклама

Реклама компьютерного магазина не должна ограничиваться СМИ, буклетами или визитками. Обязательно разработайте собственный сайт в интернете, где клиенты смогут, не выходя из дома, ознакомиться с вашими предложениями. Обязательно поддерживайте связи с клиентами через сайт, электронную почту, мобильный телефон.

Развитие бизнеса

Создание сети магазинов должно быть основано на росте рентабельности в связи с увеличением продаж. Не нужно с этим торопиться: после правильной постановки дела в первом магазине вы сами почувствуете, когда сможете открывать магазин-клон.

Объем инвестиций и окупаемость

Из опыта организации компьютерного магазина, а также бизнес-материалов, приводимых экспертами, суммарные затраты на открытие магазина среднего размера составят 3,5-7,0 млн. руб. В эту сумму войдет весь перечень затрат: аренда помещения, закупка товара, зарплата персонала и прочие расходы. Открытие небольшого магазинчика обойдется в 1,5-2,0 млн. рублей, а в организацию сети придется вложить не менее 20 млн. рублей.

Возврат вложений зависит от многих факторов, но ориентировочно окупаемости можно ожидать через 2-3 года после открытия.

В целом, компьютерный магазин можно считать перспективным видом бизнеса. Основой коммерческого успеха станет высокая профессиональная подготовка персонала и ассортимент, отвечающий запросам клиентов по качеству и цене. Помните: чаще всего клиент уходит из магазина без покупки только потому, что ему не объяснили, чего именно он хочет!