
Замороженные фрукты и овощи в нашей стране пользуются высоким спросом. Это вполне объяснимо, так как российский климат не позволяет обеспечивать потребителей свежими плодами круглый год.
Предубеждение о низком содержании витаминов в замороженных продуктах постепенно уходит в прошлое – давно доказано, что полезные вещества разрушаются при долгом хранении в обычной температуре, а быстрая заморозка позволяет максимально сохранить вкусовые качества и полезные свойства овощей и фруктов.
Потребность российского рынка в замороженных овощах и фруктах в настоящее время удовлетворена приблизительно на 60%, и это можно считать четким сигналом к тому, что при правильном подходе данный вид бизнеса будет прибыльным.
Мы рассмотрим бизнес-идею по заморозке овощей и фруктов с последующей реализацией потребителям, предприятиям общепита, кондитерским фабрикам и т. п.
Растительное сырье, пригодное к заморозке в отечественных условиях, можно разделить на несколько групп:
- Фрукты и ягоды: яблоки, груши, сливы, вишни, абрикосы, персики, клубника, малина, земляника, черника, смородина и т. д.
- Овощи: помидоры, брокколи, шпинат, стручковая фасоль, кукуруза, морковь, горох.
- Зелень: петрушка, укроп, базилик, розмарин, кинза.
- Грибы: шампиньоны, вешенки, белые грибы.
Технологический процесс шоковой заморозки
- Закупленное сырье проходит сортировку на конвейере. Если необходимо составить ассорти, продукты нарезают и смешивают.
- Фрукты и овощи охлаждают +2-5 градусов.
- Овощи обрабатывают горячим паром, чтобы сократить время приготовления в дальнейшем.
- В тоннеле быстрой заморозки продукты охлаждают до -25-40 оС.
- Фрукты и овощи фасуют.
При такой обработке сохраняется 80 % полезных веществ.
Оборудование
Для небольшого цеха, производящего 300 кг замороженных продуктов в час, потребует следующее оборудование:
- туннель быстрой заморозки – 2 800 000 руб.;
- морозильная камера – 500 000 руб.;
- ванна для мытья фруктов и овощей;
- овощерезка;
- котел для обваривания овощей;
- разделочный стол;
- полуавтоматическое оборудование для упаковки – 300 000 руб.
Все дополнительное оборудование обойдется примерно в 350 000 руб. Затраты на оборудование, таким образом, составят около 4 000 000 руб.
Сэкономить можно за счет приобретения менее производительного морозильного оборудования и ручной упаковки. Если вам удастся купить оборудование, бывшее в употреблении, затраты сократятся до 1 500 000 руб. При этом производительность цеха снизится.
Помещение
Если ваши финансовые возможности ограничены, строить собственное помещение цеха необязательно. Вы можете взять в аренду производственные площади на консервном заводе или хладокомбинате. Удачным будет месторасположение как вблизи города – поближе к торговым точкам, так и в месте сбора урожая. Чтобы установить оборудование, потребуется помещение около 400 квадратных метров, при условии, что в нем есть водопровод, канализация и электроснабжение. Также предусмотрите пространство для дополнительных процессов – 100-150 кв. м.
Основные статьи затрат
Этот бизнес сезонный – летом и осенью, когда достаточно свежих фруктов и овощей, покупатели неохотно берут мороженные. Но именно в это время в цеху будет много работы при заготовке товара к предстоящему холодному сезону.
Основные финансовые вложения после приобретения производственного оборудования потребуются для:
- Закупки овощей и фруктов.
- Оплаты электроэнергии, водоснабжения и прочих коммунальных услуг.
- Заработной платы рабочим.
- Аренды производственного помещения.
- Транспортных расходов.
Время окупаемости нового предприятия зависит от уровня его организации и сбыта продукции.
Возможные сложности
Все предприниматели, начинающие заниматься заморозкой и сбытом фруктов и овощей, сталкиваются с типичными для этого бизнеса проблемами:
- Торговые сети берут оплату за каждую позицию в ассортименте. Например, в московских супермаркетах за каждый товар придется заплатить около 40 тысяч рублей.
- Нередко возникают сложности с закупкой качественного сырья, пригодного к замораживанию.
- Между вложением денег и получением прибыли обязательно пройдет несколько месяцев. Вы закупите сырье летом или осенью, а продать его сможете только зимой.
- Спрос на замороженные фрукты и овощи носит выраженный сезонный характер. Пик продаж приходится на январь-апрель.
- Обойти «мертвый сезон» вы сможете, наладив регулярные поставки в заведения общественного питания, кондитерские цеха, пекарни, выпекающие пирожки с начинкой и т. п.
Рекомендуем еще до начала организации бизнеса узнать о спросе на замороженные продукты в вашем регионе. Постарайтесь проанализировать, сможете ли вы сбывать вашу продукцию, так как именно от сбыта будет зависеть эффективность бизнеса.