Бизнес-план открытия аптеки

Бизнес-план открытия аптеки

Аптеки сейчас встречаются практически на каждом углу. Но, не смотря на большую конкуренцию, аптечный бизнес является довольно прибыльным.

Люди всегда будут покупать лекарства и следить за своим здоровьем, а спрос на препараты подогревается с помощью рекламы фармакологических компаний, сделавших витамины и другие лекарственные средства непременной составляющей покупок современного человека.

Если вы решили заняться аптечным бизнесом, сначала определитесь с форматом вашего будущего предприятия. В зависимости от исходных средств можно открыть аптечный киоск, классическую аптеку, аптечный мини-маркет с возможностью развития своей сети, либо аптечный пункт. Существует следующий нюанс: продажа рецептурных лекарственных средств разрешена только в аптеках и аптечных пунктах. Киоски при торговле только разрешенным ассортиментом будут малоэффективны и, скорее всего, займутся продажей парафармацевтической продукции.

В последнее время появились аптеки, устроенные по принципу супермаркета: в торговом зале имеются стеллажи с товарами косметического назначения, средствами личной гигиены и медицинскими приборами, доступными покупателям для самостоятельного осмотра. Лекарственные препараты подбираются с помощью консультантов за прилавком. Такая система очень удобна и покупателям, и персоналу.

Определившись с форматом будущей аптеки, нужно спланировать дальнейшие действия. Основные моменты, касающиеся открытия аптеки, которые помогут вам сориентироваться, будут рассмотрены далее в примерном бизнес-плане.

Описание проекта

Открываемое предприятие будет являться обществом с ограниченной ответственностью, и будет заниматься реализацией широкого ассортимента лекарственных, косметических и гигиенических средств.

Торговля косметическими товарами и парафармацевтической продукцией, такой, как травяные чаи, детское питание и подгузники, соки, минеральная вода и т. д., обеспечит аптеке дополнительный доход.

В обязанности консультантов будет входить предоставление покупателям всей необходимой информации о наличии и свойствах товара, помощь по подбору средств и т. д. Если бизнес пойдет хорошо, можно расширить ассортимент услуг, предлагая клиенту оформить заказ на временно отсутствующий в аптеке товар.

Для аптеки очень важно выбрать правильное местоположение. От него напрямую будет зависеть, сколько покупателей к вам придет. Поэтому необходимо располагать аптеку вблизи скопления людей, таких, как остановки общественного транспорта, места вблизи торговых центров, магистралей и т. д.

Помещение, скорее всего, придется арендовать, так как покупка требует больших финансовых вложений. Договор аренды заключается обычно на срок 5 лет. Под аптеку требуется площадь около 50 кв. м. или больше, где должны быть организованы: складское помещение, помещение для приема препаратов и их распаковки, комната для административных нужд, торговый зал и санузел.

Понадобится почти такое же оборудование, как и для любой торговой точки: стеллажи, полки, шкафы и холодильники, кассовый аппарат и компьютер. В помещениях необходимо поддерживать определенный режим для хранения лекарств, поэтому понадобятся специальные приборы. Потребуется наличие охранной и пожарной сигнализации.

После организации помещения нужно будет оформить лицензию на ведение бизнеса, что является достаточно длительным процессом, один–два месяца, и закупить лекарства и товары. В дальнейшем потребуется вести их учет и вовремя пополнять запасы: если покупатель не сможет приобрести нужный ему препарат, вряд ли он снова придет в вашу аптеку.

Ассортимент товара должен быть широким и включать как новые товары, так и уже давно знакомые потребителю. Остается высоким спрос на отечественную продукцию, так как она дешевле зарубежных аналогов.

Доставка товаров осуществляется силами поставщиков и обычно не требует дополнительных расходов. Как правило, оптовая компания после поступления заказов уже на следующий день доставляет товар на торговую точку. Компьютерные программы помогут оптимизировать учет и работу вашей аптеки.

При подборе персонала следует обращать внимание на наличие профильного образования, так как это является непременным условием лицензирования деятельности. Для успешных продаж очень важна хорошая атмосфера в коллективе, на нее тоже стоит обращать внимание. Персонал аптеки будет состоять из фельдшера-консультанта, фельдшера-кассира, бухгалтера и уборщицы.

На продажи лекарственных средств оказывает влияние сезонный фактор. Это нужно учитывать при открытии аптеки. Обычно летом продажи падают на 20-25%, а максимальный спрос приходится на период с октября по апрель. Поэтому нужно все операции во времени рассчитать таким образом, чтобы открытие состоялось в конце августа или чуть позднее, во избежание начала торговли с низких продаж.

Маркетинг и реклама

Рекламу можно размещать в печатных изданиях, как специализированного, так и местного назначения, в местных СМИ, в брошюрах, распространяемых среди клиентов непосредственно в аптеке, а также в ближайших универмагах.

Существует достаточно эффективный способ стимулирования клиентов аптеки, который довольно успешно используется. Это карточки постоянного клиента, дающие право покупать товары в аптеке со скидкой. Рядом с аптекой можно разместить баннер, использовать в целях рекламы витрину. В работу с персоналом следует включить систему поощрений за высокий процент продаж.

Финансовая часть бизнес-плана

При посещаемости аптеки около 50 человек в день и средней стоимости чека около 300 рублей средний ежемесячный доход будет равен примерно 450 тыс. рублей. Ежемесячные расходы в виде себестоимости продукции и зарплаты персонала составят примерно 250 тыс. рублей.

Первоначальные вложения будут зависеть от стоимости аренды помещения, которая сильно отличается в разных регионах. По примерным оценкам, открыть небольшую аптеку будет стоить от 1 млн. рублей. Стоимость запаса медикаментов и других товаров составит сумму в пределах 150-300 тыс. рублей.

Если у вашей аптеки удачное месторасположение, грамотный персонал, и вы закупаете товар на хороших условиях у поставщиков, бизнес может окупиться уже через год, хотя средним сроком считается 2-3 года.

При удачном положении дел можно будет задуматься о расширении бизнеса. Созданная таким образом сеть с грамотной рекламой и хорошей репутацией способна приносить стабильно высокий доход.