Бизнес-план предприятия по производству мороженого

Бизнес-план предприятия по производству мороженого

В России более трехсот предприятий занимаются производством мороженого. Половина отечественного рынка мороженого при этом принадлежит 14 предприятиям. Какие же при сложившейся ситуации перспективы у новых компаний?

Предложение превышает спрос

Еще 15 лет назад мороженое в России выпускали приблизительно 100 предприятий. Работали они круглые сутки, а их продукция буквально разлеталась с прилавков.

Тогда мороженого не хватало, а рентабельность производства была не меньше 50%. Конечно, столь привлекательные условия не могли остаться незамеченными. В растущий и очень прибыльный рынок деньги вкладывали охотно, число производителей возросло в три раза.

Сейчас отечественные производители ежегодно могут выпускать 800 тысяч тонн мороженого, а потребители в состоянии съесть только половину этого объема. По этой причине производственные линии большинства предприятий работают только в 30-50% возможностей.

Кто остается на плаву

Многие компании, быстро захватившие лидерство на рынке мороженого, работают сравнительно недавно, в то время как устаревшие хладокомбинаты сдали позиции. Успеха удалось добиться тем, кто смог замкнуть цепочку производства и сбыта.

Сегодня мало только произвести качественное мороженое, нужно суметь продать его. Себестоимость этого продукта невысока, и в структуре цены основная доля принадлежит торговой наценке. Производители, сумевшие выстроить сеть, развиваются очень успешно, зарабатывая и на производстве, и на торговле.

Еще один путь успеха обеспечен оптовым компаниям, организовавшим собственный выпуск мороженого. В то время как производители заинтересованы в полной загрузке своих мощностей, независимо от сезона, дилеры предпочитают закупать мороженое в сезон. Вопрос о превалировании не мог разрешиться мирным путем, и оптовики перешли к независимой рыночной жизни, начав производить мороженое самостоятельно.

Каналы сбыта

Мороженое продается в каждом продуктовом магазине, и поставляют его оптовые компании или производители. Торговцы обязаны соблюдать условие: морозильник должен быть загружен только продукцией, ассортимент которой согласован с владельцем ларя. Соответственно, чем больше у производителя или оптовика ларей, тем больше его продажи.

В одном киоске за год можно продать от 12 до15 тонн мороженого. Через ларь продажи составляют 1-1,5 тонны. Активность спроса на мороженое очень зависит от погоды, но, если торговые точки находятся в разных городах, влияние данного фактора снижается. В Москве могут идти дожди, а в Сибири в это же время +30. Таким образом, спад покупательского интереса в одном месте компенсируется повышенным спросом в другом.

Как выжить на рынке?

В ассортименте крупного предприятия больше ста видов мороженого. Люди среднего возраста по привычке выбирают эскимо или вафельные стаканчики, а дети и молодежь предпочитают что-нибудь новенькое.

На современном оборудовании можно делать мороженое по сложной рецептуре, многокомпонентное, интересной формы. Доля «высокотехнологичного» мороженого пока составляет только треть рынка, но вскоре должна вырасти до 50%. Такое мороженое требует более серьезных затрат, но прекрасно окупается.

Организация производства

Производство такого мороженого требует больших финансовых вложений. Линия для изготовления одного-двух сложных сортов обойдется более чем в $1 млн. Немногие могут позволить себе такие инвестиции. Кроме этого, внешний вид мороженого во многом определяет его популярность. Крупным компаниям приходится тратить немалые средства на упаковку и брендинг.

Упаковывать свою продукцию в современные стаканчики и контейнеры с привлекательной этикеткой позволяют себе лишь компании, продающие много продукции. Для мелких производителей такая упаковка будет «золотой».

Для небольших компаний, пользующихся старыми линиями и не располагающими средствами для маркетинга, конкуренция с гигантами практически невозможна. Единственный способ удержаться наплаву – выпускать дешевое мороженое, вроде вафельных стаканчиков и брикетов.

Более или менее спокойно чувствуют себя на этом рынке бизнесмены среднего уровня, обслуживающие только один регион и выпускающие около 4 000-5 000 тонн мороженого в год.

Мороженое – товар сезонный. Летом реализуется 50% производимого продукта, осенью и весной – по 20%, зимой – всего 10%. Поэтому не в сезон приходится в 2-3 раза сокращать ассортимент, и выпускать только мороженое в пластиковых ведерках, которое покупают для того, чтобы съесть всей семьей дома.

Чтобы иметь возможность работать и зимой, многим компаниям приходится заниматься не только мороженым, но и замороженными овощами, фруктами, пельменями и другими полуфабрикатами. Такая тактика позволяет оперировать капиталом.

Найти свою нишу

Основная проблем мелких производителей мороженого в мощной конкуренции, которую составляют более сильные игроки а рынке, занимающие перспективные ниши. У крупных фирм есть возможность выставлять лари и морозильные камеры во всех бойких местах. В жаркую погоду продажи там в десятки раз больше, чем в магазинах.

Пока незанятой нишей остаются поезда, но продавать мороженое там невыгодно. Устанавливать ларь в вагоне-ресторане сложно из-за ограниченного пространства, а пассажиры могут купить мороженое на станции во время остановки. Вполне перспективны кофейни, которых в последнее время становится все больше. Однако в кофейнях мороженое в упаковке популярностью не пользуется. Там заказывают развесное лакомство с разными добавками: шоколадом, орехами, фруктами, сиропом.

Очень перспективным кажется выпуск мягкого мороженого, стремительно завоевывающего рынок. Окупаемость точки, изготавливающей мягкое мороженое, происходит за два месяца, при условии, что она расположена в оживленном месте.

Оборудование и помещение

Чтобы разместить производственные мощности потребуется помещение от 150 кв. м.. В помещении должно быть электричество, канализация и водоснабжение.

Производственная линия производительностью 250 кг в смену:

  • смеситель – 350 000 руб.;
  • фильтр – 25 000 руб.;
  • плавитель масел – 195 000 руб.;
  • гомогенизатор – 80 000 руб.;
  • пастеризатор – 400 000 руб.;
  • емкость для созревания – 400 000 руб.;
  • запорная арматура – 200 000 руб.;
  • насосы (3 шт.) – 200 000 руб.;
  • фризер – 900 000 руб.

Итого: 2 750 000 руб.

  • Упаковочное оборудование – 600 000 руб..
  • Холодильная камера – 110 000 руб.
  • Общие капитальные затраты – 3 460 000 руб.
  • Затраты на закупку и доставку сырья – 450 000 руб. в месяц. 
  • Арендная плата – 30 000 руб. (360 000 руб. в год).
  • Коммунальные платежи – 10 000 руб. (120 000 руб. в год). 
  • Оформление пакета документов для организации предприятия – 50 000 руб.

Персонал

  • технолог – 30 000 руб.;
  • начальник производства – 25 000 руб.;
  • начальник отдела сбыта – 25 000 руб.;
  • рабочие (2 чел.) – по 15 000 руб.;
  • грузчик – 10 000 руб.

В год фонд оплаты труда – 1 440 000 руб.

Годовая прибыль 

  • 1 кг в среднем стоит – 250 руб.
  • 250 кг (в смену) х 22 рабочих дня = 5500 х 250 = 1 375 000 руб. За год– 16 500 000 руб.
  • Валовая прибыль в год – 11 100 000 руб.
  • Общие расходы (оборотные и капитальные затраты) – 1 920 000 руб.
  • Прибыль до налогообложения = 9 180 000 руб.
  • После уплаты 15% единого налога прибыль составит – 7 803 000 руб. (чистая прибыль).
  • Рентабельность – 47,3%.