Как правильно реагировать на критику начальства

Как правильно реагировать на критику начальства

Каждый любит получать комплименты, похвалы, высокие оценки и всяческие поощрения за хорошо проделанную работу. Другое дело – критика. Малейшее порицание приводит нас в полную боевую готовность, и воспринимается в штыки.

А если еще и критикуют незаслуженно, то негодование разгорается с удвоенной силой. Критика, как известно, бывает по делу, и незаслуженная. Или конструктивная и деструктивная. В чем различие, и какие могут быть последствия? Нужно ли защищаться и в каких именно ситуациях?

Стоит ли как-то реагировать на крики начальника, типа – «О боже! С кем мне приходится работать!», или лучше промолчать? На все эти вопросы мы постараемся дать исчерпывающие ответы в данной статье.

Начнем с незаслуженной, деструктивной критики

Таковая чаще всего обусловлена эмоциями, чем необходимостью. И имеет целью самореализацию начальника за счет вас, то есть подчиненного. В данном случае лучше всего просто постоять и послушать, ничем не выражая свое недовольство. Начальнику просто нужно выговориться, и «спустить пар», не более того.

Ярким примером проявления такой критики могут послужить реплики типа: «Меня что, окружают одни идиоты?!» или «Вася! Ты что, забыл, где твое рабочее место?». Как оправдываться? Бежать за справкой к психиатру? Или поставить на рабочем месте унитаз? Со стороны прекрасно видно, что причина такого поведения шефа – точно не пятиминутное отсутствие васи по нужде, или наличие в коллективе умственно отсталых людей.

Причиной может быть все, что угодно, и лучшая тактика – спокойно все пропустить мимо ушей, и работать дальше. Тем более что такие вспышки раздражения крайне редко чреваты какими-либо последствиями. Через некоторое время шеф «перекипит», и снова примет человеческий облик. До следующего раза.

Другое дело – конструктивная критика

Если вас критикуют за явные промахи в работе, к этому нужно отнестись серьезно. Такого рода «собеседования» часто заканчиваются лишением премии, и даже увольнением. Но, с другой стороны, если у вас имеются какие-либо аргументы в свою защиту, их необходимо привести. Речь идет уже о конкретных фактах или цифрах, которые можно оспорить, или смягчить.

Если экзекуция происходит тет-а-тет, например, в кабинете начальника, то тут самое время и место для аргументированной дискуссии. И если вы уверены в своей правоте хоть частично – защищайтесь. Возможно, шефа неправильно проинформировали, или он не знает каких-то деталей – все может быть.

Но остерегайтесь спорить с начальством на публике – любой, даже самый демократично настроенный начальник, в первую очередь человек. И публичную критику в свой адрес он вам вряд ли простит. Но допустим, вас критикуют по делу. Тут главное – не терять самообладания, и не начинать сбивчиво оправдываться. Для начала нужно все спокойно выслушать, отбросив все эмоции. И если начальник сфокусирован на том, как решить вопрос, он хочет помочь. Важно вовремя это понять. К тому же, с конструктивным начальством отношения выяснять приходится весьма редко.

Суть любой критики можно выразить одной простой фразой «Мне не по душе то, что ты сделал». При этом неважно, кто вас критикует – друзья, родители, начальство, жена или теща. И реакция на критику в любом ее проявлении практически универсальна.

Ваши действия:

  • Внимательно все выслушиваем;
  • По ходу спокойно уточняем детали – в чем суть, и что именно не нравится критикану;
  • Нейтрализуем обстановку (самый простой способ – полное согласие с собеседником).

Если вы не можете согласиться со всем, что вам вменяют, соглашайтесь только с тем, что является правдой. Например – «…да, я действительно иногда опаздываю», «…да, вы правы, здесь я допустил промах». Подобная стратегия всегда себя оправдывает, и может сберечь не только ваши нервы, но и рабочее место. Предлагаем вашему вниманию статью, если вам предстоит общаться с шефом по поводу повышения зарплаты.