
Запомните, главное правило: любая ошибка на рабочем месте может и должна аукнуться вам в дальнейшем. И нет никакой принципиальной разницы, где именно вы работаете в данный момент, и кто вы по профессии: врач, педагог, спасатель или менеджер по продажам. Безусловно, профессиональные ошибки могут быть различными: врачебная может стоить жизни пациенту, ошибка рядового сотрудника рано или поздно может повлиять на ваш карьерный рост, отношение к вам сослуживцев или начальства.
Ошибками в карьере можно считать многое: от отсутствия ухоженности во внешнем виде до фамильярности в адрес руководства или сослуживцев. Важно вовремя замечать свои или чужие ошибки и учиться по возможности исправлять ситуацию.
1. Неуместное поведение на собеседовании
Собеседование – это ваша первая встреча с потенциальным работодателем. Эта первая встреча может стать и последней, если вы допустите ряд ошибок, которые никогда не сможете исправить, ведь у вас попросту не будет такой возможности. Поэтому на собеседование надо приходить подготовленным. Ваш внешний вид и манера общения должны с порога убедить работодателя, что вы у него хотите работать. На собеседовании не стоит приукрашивать свою биографию несуществующими в действительности фактами, откровенно привирать, давать пустые обещания. Категорически противопоказано негативно отзываться о предыдущем или нынешнем работодатели, доказывая с пеной у рта, какой вы сотрудник и как вас там не ценят или не ценили.
Поверьте, даже если все, что вы говорите на 100% правда, ваш рассказ будет расценен не в вашу пользу по одной простой причине: существуют некие этические нормы – о бывшем работодателе либо хорошо, либо ничего, ведь потенциальный может решить, что о нем вы будете отзываться также через определенный промежуток времени. Кроме того, на собеседовании вам могут быть заданы каверзные вопросы о том, что вы думаете о компании, куда хотите устроиться, как она будет развиваться, каким будете вы? К собеседованию определенно нужно готовиться! И придя на него, знать о потенциальном работодателе почти все. Ваше молчание, неуверенные ответы могут стать еще одной роковой ошибкой из-за которой вы собеседование провалите.
2. Систематические опоздания
Чтобы вы сейчас не говорили, но регулярные рассказы о будильниках, которые заводятся, но не звонят, старушках, которых следует переводить с одной стороны дороги на другую именно тогда, когда вы идете на работу, стихийные бедствия, случающиеся только на вашем маршруте из точки А «дом» в точку В «офис», не убеждают ваше начальство в том, что вы дорожите данным рабочим местом. Поэтому купите себе нормальный будильник, вставайте вовремя и двигайтесь из пункта А в пункт В без задержек, если хотите, чтобы вас воспринимали как человека, который серьезно относится к своим обязанностям и хочет достичь в компании большего.
3. Завышенная самооценка
Любой психолог вам скажет, что любить и ценить себя важно для того, чтобы стать гармоничной личностью. Другое дело, когда речь идет о том, что некоторые люди переоценивают свои профессиональные возможности и готовы наобещать с три короба и не справиться с поставленной задачей. На рабочем месте вас ценят за профессионализм, четкое соблюдение обязанностей и инициативность. Однако нужно уметь различать инициативность и пустые обещания – последние точно в вашу пользу не скажут, более того, сослуживцы с отменной памятью вам обязательно припомнят то, что вы обещали, но так и не смогли исполнить. Поэтому любите себя, но относитесь трезво к тому, что можете вы или ваши непосредственные подчиненные. Ударить в грязь лицом – непростительная ошибка, которую не может себе позволить человек, делающий карьеру.
4. Избегайте конфликтов
Ничто так не портит репутацию как мнение о том, что вы скандалист. Отстаивать свои интересы необходимо, но вот вопрос – как? Естественно в спокойной форме. Поймите, что в коллективе работают разные люди, которые не всегда являются близкими друзьями, а подчас даже и наоборот. Однако это совершенно не означает, что им противопоказано работать вместе. Следует просто выполнять свои обязанности, а требовать этого от ваших сослуживцев – задача начальства.
При возникновении конфликтной ситуации не стоит вспоминать все, чем вы были недовольны за прошедшие полгода, сначала вдохните поглубже и успокойтесь. Нельзя допускать, чтобы чувства захлестнули вас, нельзя кидаться на человека с оскорблениями – таким образом вы не только окончательно испортите отношения с этим человеком, но и всему коллективу продемонстрируете себя в полном великолепии, чем допустите ошибку, которую трудно потом будет исправить. При возникновении конфликтной ситуации необходимо, в первую очередь, спокойно проанализировать возникшую проблему, прийти в себя, и только после этого начать плодотворный диалог со своим оппонентом.
5. Сплетни
Пожалуй, это самый сложный пункт. Удержаться от сплетен внутри коллектива достаточно трудно, но при желании возможно. Вы спросите, а чем собственно плохи сплетни? Тем, что они подрывают репутацию ни того, о ком сплетничают, а того, кто их распускает. К сожалению, в каждом коллективе или почти в каждом коллективе есть свой «клубок единомышленников»: участвовать в нем или нет – ваше право. Но если вы думаете о карьерном росте, поостерегитесь распространять сплетни, ведь неизвестно, как оно потом может обернуться против вас.
6. Не перекладывайте ответственность на других
О вашем профессионализме, прежде всего, говорит то, насколько ответственно вы исполняете свои обязанности. Если на предложение руководства вы отвечаете: «А почему я это должен делать?», «Другой сотрудник лучше справится с этой задачей», «Мне за это не платят», «В мои обязанности это не входит» и т. д., значит, вы просто не хотите ничего делать и готовы признать свою некомпетентность.
Таким образом вы даете понять своему начальству, что работать вам не очень нравится, а значит и рассчитывать на вас в какой-то ситуации не стоит, за вас кто-то другой лучше справится с поставленной задачей. Любой руководитель ценит инициативных сотрудников, которые готовы работать с энтузиазмом, делать невозможное и преодолевать любые трудности. Только такие сотрудники идут дальше по карьерной лестнице вперед.
7. Дружба дружбой, а служба службой
К сожалению, на карьерный рост часто влияют и человеческие отношения. Банальная история: вы устраиваетесь на работу и знакомитесь с симпатичным вам коллегой. Он помогает вам освоиться на новом месте, у вас завязываются дружеские отношения. Со временем вы начинает двигаться по карьерной лестнице, а он нет – он становится вашим подчиненным. Дальнейшие события довольно предсказуемы: вряд ли вашу дружбу удастся сохранить. Возможно и другое развитие событий. Нередко между подчиненными и их непосредственным начальством завязываются дружеские отношения. Но подчиненным, несмотря ни на что, стоит помнить, кто здесь босс, и на рабочем месте, во избежание конфликтов, лучше избегать фамильярности и панибратства, при этом неукоснительно выполнять свои обязанности.