Цитаты из фильма «Александр»

Я прожил долгую жизнь, Кадм, но слава и память людская всегда будут принадлежать тем, кто всю жизнь стремился к осуществлению своих великих мечтаний. И величайший из всех, тот, кого сейчас называют «Мегас Александрос» — величайший из всех людей!

– Все знают, что я умею спать не смыкая глаз.
– Он боится, что у него украдут его трофеи, мой повелитель.

… ты — другой сын Зевса, светоч всего мира! Скоро от твоих товарищей останутся только тени. Но твоё имя будет вечно жить в истории как воплощение славы, яркой юности, вдохновляющей на подвиги других. В мире больше не будет такого Александра, как ты, — Александра Великого!..

— Посмотри на себя. Разве он [Филипп] был такой? Он был жесток, ты – утончён. Он был воин, но ты – царь! Он не мог справиться с собой, а ты будешь править миром! … Нет, Александр, Зевс – вот твой отец. Так соответствуй! … Я растила тебя в своей вере, Александр, и, клянусь Зевсом и Дионисом, ты вырос превосходным царём!
— Будь проклята твоя колдовская душа!
— У нас они похожи, Александр.

Александрия, Египет Нашего мира больше нет. Империя пала под натиском войн. Остался лишь я, хранитель его тела, забальзамированного здесь по египетскому обычаю. Я унаследовал у него египетский трон и правлю вот уже 40 лет. Я триумфатор. Но какое значение это имеет теперь, когда не осталось ни одного человека, который помнил бы блестящий прорыв конницы у Гавгамелы? Или горы Гиндукуша, через которые мы провели стотысячное войско и вошли в Индию? Он был богом, Кадм. Или человеком, которому удалось близко приблизиться к богам. «Тиран», кричат они так легко. А я смеюсь. Ни один тиран никогда не давал людям так много, как он. Да и что они знают о нашем мире? Они же еще ученики. Власть дается сильным. Но Александр был не просто силен. Он был Прометеем, желавшим добра всему человечеству. И он изменил мир. До него были племена, а после него стало возможным все. Люди вдруг поняли, что миром может править один царь, и так будет лучше для всех. Он построил 18 великих Александрий. Он создал настоящую империю, и не из земли и золота. Эта империя жила в людских умах. Эллинская цивилизация. Открытая для всех. Но как рассказать о ней? И какими словами описать ощущения, когда ты молод, когда живешь великими мечтами? Александр смотрит тебе в глаза, и тебе кажется, что ты можешь все. Все что угодно! Когда он был рядом, нам покровительствовал Аполлон, и мы были способны превзойти самих себя! Право же, в своей жизни я повидал немало великих людей, но лишь один из них был истинным колоссом. И только теперь, постарев, я вижу подлинное величие человека, вобравшего в себя всю силу мира. Или все-таки нет? А существовал ли в действительности такой человек, как Александр? Разумеется, нет! Мы творим из него кумира, делаем его лучше, чем он был на самом деле. Люди взлетают и падают. Взлетают и падают.

Вы все! Чтите свою Родину и своих отцов! … Мы с вами не рабы! Мы – свободные люди Македонии! Кто-то из вас, а возможно, и я, не увидит, как сегодня солнце спустится за эти горы. Но я скажу вам то, что с незапамятных времён известно любому воину, — страх нужно преодолеть! И тогда, обещаю, вы победите смерть! И когда-нибудь вы сможете сказать: я сражался в этот день у Гавгамел!.. За свободу! И во славу Греции! Зевс нам поможет!

— Отныне Аттал мой родственник, как и ты.
— Тщательнее нужно выбирать себе родственников — я не буду сидеть и наблюдать, как ты себя позоришь!
— Позорю себя, позорю? Позорю? Я позорю?! Да мне нечего стыдиться, самонадеянный мальчишка! Я возьму ее, если пожелаю, и стану плодить сыновей, если мне будет угодно, и вы с твоей матерью не помешаете мне.

Давай, Александр! Давай! Кто будет почитать тебя как царя? Неужели ты надеешься, что люди станут делать это, вспоминая твоего отца? Первое правило любой войны: делайте то же самое, что вы приказываете своим людям. Не больше и не меньше!

Когда мужчины ложатся рядом, чтобы удовлетворить свою похоть, это не способствует совершенству нашего духа, как и любое проявление невоздержанности чувств. Например, ревности. Но когда они хотят поделиться знаниями, воспитать друг в друге добродетель, их любовь чиста и прекрасна. Когда они соревнуются в пробуждении добрых, лучших чувств в душах друг друга, любовь между мужчинами способна создавать государства, и вырывать нас всех из жабьих болот.

— Моё бедное дитя. Ты словно Ахиллес, приговоренный к величию… Возьми все мои силы. Ты никогда не должен путать свои чувства с твоим долгом, Александр. Царь должен делать все для своего народа. Этим летом тебе будет уже девятнадцать, а девочки говорят, что ты больше интересуешься не ими, а Гефестионом. Я понимаю, это естественно для юноши. Но уйдя в поход в Азию без законного наследника, ты рискуешь всем.
— Гефестион любит меня. Таким, каков я есть, а не из-за трона.