Большой бизнес США изо всех сил сопротивляется финансовой реформе Барака Обамы

Большой бизнес США изо всех сил сопротивляется финансовой реформе Барака Обамы

Спустя год после принятия закона о финансовой реформе в США страсти по его поводу не только не утихли, но все больше разгораются. И это неудивительно, ведь он вводит несколько сотен новых крайне детальных правил для бизнеса и создает целую армию чиновников для контроля их исполнения.

Многие корпорации, ранее не вовлеченные в баталии по поводу закона Додда-Фрэнка, сейчас вынуждены нанимать орды консультантов, чтобы разобраться в 2300 страницах нового закона. В целом с 2010 года, по подсчетам автора, различные ассоциации большого бизнеса потратили более 37 млн долларов на попытки сначала предотвратить принятие закона о финансовой реформе, а затем модифицировать его.

Закон Додда-Фрэнка: проблема для бизнеса?

21 июля 2010 года Барак Обама подписал закон «Додда-Фрэнка о защите потребителей и реформе Уолл-стрит» (the Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act). Для улучшения системы контроля исполнения финансовых правил учреждается «программа стимулирования осведомителей», по которой лицо, сообщившее о нарушении, по которому взыскан штраф свыше 1 млн долларов, получает от 10% до 30% суммы штрафа. Подобная мера была введена Службой внутренних доходов США еще в 2006 году и доказала свою эффективность.

Законом Додда-Фрэнка государство наделяется полномочиями отслеживать системные риски финансовой системы и издавать новые нормативно-правовые акты. Более того, Совет по надзору за финансовыми услугами (СНФУ), на который возлагаются основные полномочия, без дополнительного согласования с конгрессом может брать под контроль проблемные финансовые учреждения, подобные обанкротившемуся в 2008 году инвестиционному банку Lehman Brothers.

Реструктуризация таких структур будет проводиться за счет средств специального фонда, взносы в который в обязательном порядке делают все финансовые учреждения с капиталом более 50 млрд долларов.

Реализовывать эти решения будет СНФУ как высший регуляторный финансовый орган, состоящий из девяти руководителей федеральных ведомств, одного независимого члена с опытом в сфере страхования и пяти членов без права голоса: министр финансов США, который возглавляет совет, председатель Федеральной резервной системы (ФРС), директор Федеральной комиссии по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ), директор нового ведомства – Бюро финансовой защиты потребителей (БФЗП) и др.

Кроме того, закон наделяет государство новыми полномочиями для ужесточения нормативов финансовой отчетности, чтобы предотвращать мошенничества и ситуации конфликта интересов со стороны финансистов. На БФЗП возлагается обязанность жестко регулировать: хедж-фонды, схемы ипотечного и потребительского кредитования, рынок деривативов и других финансовых инструментов. В частности, банки, учрежденные Штатами, могут покупать и продавать деривативы, только если такое право прописано в законе о создании банка, иными словами, фактически торговля деривативами для таких банков запрещена, ведь они были созданы задолго до того, как появился этот финансовый инструмент.

Согласно закону, банки теперь могут вкладывать в свои хедж-фонды не более 3% капитала. Кроме того, любые контакты банков с хедж-фондами теперь подлежат раскрытию для исключения возможного конфликта интересов. В свое время большой шум наделала история с Goldman Sachs, который возглавлял Генри Полсон до занятия должности министра финансов США. Этот инвестиционный банк рекомендовал своим клиентам покупку пресловутых sub-prime mortgages, в то время как сам активно избавлялся от них, в том числе и через свои хедж-фонды.

Для защиты инвесторов вводятся регламенты, за исполнением которых будет следить Управление кредитных рейтингов ФКЦББ. Эти правила регулируют деятельность рейтинговых агентств, чтобы повысить их ответственность перед инвесторами.

Накануне банкротства у того же Lehman Brothers были самые высокие рейтинги кредитоспособности. Кроме того, ритейловые продавцы финансовых услуг теперь обязаны в самом подробном виде раскрывать все возможные риски и конфликты интересов. Для контроля за исполнением этого требования учреждается специальное Управление защиты инвесторов в рамках ФКЦББ.

Внедряются новые правила корпоративного управления. В частности, акционеры американских компаний отныне обладают правом совещательного голоса в назначении размера оплаты труда и бонусов топ-менеджменту. Кроме того, руководство корпораций теперь обязано объяснять своим акционерам, почему одно и то же лицо занимает должность председателя совета директоров и генерального директора. Весьма распространенная практика в деловой среде.

Реальное влияние закона Додда-Фрэнка на финансовую систему США будет зависеть от практики его реализации. Он предписывает ФКЦББ принять 400 новых регламентов, провести 47 исследований и подготовить 74 доклада, которые могут привести к новым нормативно-правовым актам. Поэтому сейчас слово за лоббистами.

Fat cats против

Финансовая реформа не решает ключевых проблем рынка капитала, по мнению представителей интересов большого бизнеса США: наличие регуляторов с дублирующими функциями, выборочное применение правил и нормативов. Основная претензия американского бизнеса к закону Додда-Фрэнка – создание Бюро финансовой защиты потребителей (БФЗП), которое призвано стоять на страже интересов рядовых потребителей финансовых услуг банков и других учреждений.

В официальном заявлении Торговой палаты США указывается, что «новое агентство добавляется к уже существующей, раздутой и неэффективной системе финансовых регуляторов (Федеральная резервная система, ФКЦББ и др. – прим. С.К.), в то время как ключевые проблемы, такие как будущее Freddie Mac и Fannie Mae, остаются нерешенными».

Среди задач Торговой палаты США в отношении закона Додда-Фрэнка значатся: воздействие на БФЗП с целью ограничить его полномочия, недопущение «ограничения потребительского выбора», борьба с «федерализацией ценообразования на кредитные и другие финансовые услуги банков». Под этими красивыми словами скрывается нежелание банков отказываться от схем, которые многие аналитики называют не иначе как мошенническими.

Только одна «услуга» – overdraft protection fee, позволяющая делать покупки держателям дебетовых карт даже при негативном балансе, приносит банкам десятки миллиардов долларов. (Практика показывает, что зачастую клиент «уходит в минус» на 1-2 доллара, но банк взимает пресловутое overdraft protection fee в размере 35 и более долларов).

Эта «услуга» стала предметом коллективного иска (class action suit) клиентов Bank of America. Теперь при заключении договора с банком клиент имеет право в специальном порядке отказаться от этой «услуги». Большой бизнес также намерен ограничить регулирование: деривативов, схлопывание раздутого рынка которых стало одной из причин мирового экономического кризиса, заработных плат менеджмента и корпоративного управления в целом.

Не мытьем, так катаньем

Лоббистская стратегия большого бизнеса в отношении финансовой реформы претерпела длительную эволюцию. Сначала он пытался дискредитировать саму идею изменений регуляторного режима рынка капитала, когда стало очевидным, что принятие закона в том или ином виде абсолютно неизбежно, все усилия были брошены на внесение необходимых бизнесу поправок.

В частности, почила в бозе идея восстановить разделение коммерческих и инвестиционных банков, введенное во время Великой депрессии Франклином Рузвельтом и отмененное Уильямом Клинтоном с подачи министра финансов Роберта Рубина, который впоследствии получил хлебное место в совете директоров Citigroup. После принятия закона финансисты занялись попытками оспорить отдельные положения закона Додда-Фрэнка в судебном порядке и скорректировать нормативно-правовые акты, которые издает ФКЦББ, после вступления в силу основных положений финансовой реформы.

21 июля республиканская палата представителей, с подачи Американской ассоциации банкиров, приняла законопроект H.R. 1315. Согласно этому биллю, СНФУ может отменить нормативно-правовой акт, принятый столь нелюбимым бизнесом БФЗП, не двумя третями голосов его членов, как определено в законе Додда-Фрэнка, а простым большинством. Это лишь одна из шпилек, которую крупный капитал пытается воткнуть в финансовую реформу администрации Обамы.

TCF Financial Corp. пыталась оспорить соответствие Конституции одного из положений финансовой реформы – так называемую поправку Дурбина, согласно которой ФРС имеет право ограничивать плату, взимаемую банками за проведение операций с дебетовыми банковскими картами. Однако апелляционный суд отверг претензии банка. Еще один камень преткновения – статья 953(б).

С 2010-го по первую половину 2011 года, по подсчетам автора на основе данных лоббистов по закону 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности», расходы на «отношения с правительством» Американской ассоциации банкиров составили более 16,2 млн долларов. Использовались лоббисты 14 консалтинговых фирм, среди них такие гиганты рынка, как Covington & Burling, LLP. Расходы Круглого стола бизнеса за аналогичный период – около 20 млн долларов. Тогда как Торговой палаты США, считающейся «главным рупором крупного капитала», с 2010-го по первый квартал этого года – немногим более 1 млн долларов.

Попытки большого бизнеса США предотвратить принятие закона Додда-Фрэнка оказались тщетными. Судебные тяжбы также пока безрезультатны. Перспективы одобрения в демократическом сенате различных поправок к реформе, принятых республиканской палатой представителей, – призрачны.

Единственный шанс на их вступление в законную силу – включение этих биллей в пакетное соглашение в переговорах по лимиту госдолга. Воздействие на регуляторов в условиях, когда Белый дом занимает демократ, не всегда эффективно, хотя бывают и исключения. Переломными для большого бизнеса могут оказаться выборы президента США в следующем году.