История Джека Ма и его компании Alibaba Group

Джек Ма и его компания Alibaba Group

Financinal Times в декабре 2013 г. назвал Джека Ма человеком года. А еще весной основатель китайской интернет-компании Alibaba Group и крупнейший игрок мировой электронной коммерции ушел с поста генерального директора.

Джек Ма решил заниматься благотворительностью и решать экологические проблемы Китая. Поступок, достойный мудреца и философа, — отойти от дел накануне триумфа.

От скрепок до автомобилей

Сайты Alibaba занимают около 80% китайского рынка электронной коммерции. Продажи компании превышают показатели eBay и Amazon вместе взятых и составляют 2% от ВВП Китая. Практически половина всех посылок в Китае – транзакции интернет-сайта Taobao, который принадлежит корпорации.

Alibaba Group – важнейший канал продаж всех товаров, произведенных в Китае. Посредством сайтов империи Ма можно купить или продать все что угодно — от скрепок до автомобилей. Продавцы — малые предприятия и мануфактуры.

Джеку Ма удалось упорядочить традиционный рынок, создав в 2003 году сетевую торговую площадку Taobao в пику Ebay. Изначально корпорация выставляла лоты и проводила транзакции бесплатно, и до сих пор Alibaba не берет денег за товары, выставленные на продажу, и комиссии со сделок. Прибыль приносит реклама в поисковой выдаче и на интернет-страницах товаров.

Alibaba находится на пороге IPO, планирует привлечь более $15 млрд при оценке компании в $80 млрд а, по оценке некоторых экспертов, цифра составляет более $100 млрд. У корпорации Джека Ма есть все шансы переместиться на третье место в мире по рыночной капитализации после Google Inc и Amazon.com.

Если это произойдет, Ма планирует направить средства на помощь 10 млн. мелких интернет-фирм, а также создать 100 млн. рабочих мест и обслужить миллиард потребителей во всем мире.

Принципы Джека Ма

Планы будут воплощены, когда Ма удастся соединить западные и китайские принципы управления инновационным бизнесом. Джек Ма уверен, что будущее за компаниями, способными сидеть на двух стульях одновременно – локальном и глобальном. Эти принципы Ма описывает так:

  1. Интернет-рынок похож на пиво, которого не бывает без пузырьков. Чем больше пузырьков и чем чаще они лопаются, тем больше шансов у компаний на выживание. Если бы у меня было достаточно времени, я сам создавал бы пузыри, зная об их скорой гибели, но осознавая, что эти взрывы будят предпринимателей и покупателей. Слава богу, пузыри создают другие. Возможно, когда-нибудь корпорации сами будут провоцировать образование пузырей для оживления атмосферы на рынке.
  2. Я хочу, чтобы ключевым управленческим принципом моей компании была мудрость. Мудрости нельзя научиться ни в одной бизнес-школе, этого термина нет в западной практике. Мудрость в менеджменте состоит в сочетании интуитивных подходов и наработанных правил. Сначала – интуиция, потом – правило. Я уже много лет следую этому принципу и пока не прогадал.
  3. Электронная коммерция – бизнес следующего десятилетия. То, что мы сегодня понимаем под электронной коммерцией, – совершенно не то, с чем мы столкнемся в будущем. Понятие «товар» перейдет в иную плоскость – масса товаров будет производиться небольшими мануфактурами, ремесленниками, частными предпринимателями. Это будут товары, которых еще не существует. Интернет-магазины должны будут предоставить торговцам удобные каналы для продаж и коммуникаций с покупателями.
  4. Отношения руководителей и подчиненных должны измениться. Сложившиеся практики меня не устраивают. В США царит бюрократическая система. Управление в восточных компаниях чересчур эгоистично – менеджеры слишком много думают о себе, о своих чувствах, не замечая никого вокруг. Мы строим китайскую компанию с западными принципами, поэтому и китайцам, и американцам у нас не очень комфортно, особенно в первое время. Они попадают в неожиданную управленческую среду.
  5. В будущем произойдет тотальное разделение на производителей и продавцов. Это относится не только к малым предприятиям, но и к крупным промышленным корпорациям. Проблема современных производителей – чрезмерная концентрация на маркетинге и продажах. Если бы они переключили внимание на изобретения, инновации и производство, прогресс был бы стремительным.