Как правильно ответить на оскорбление

Как ответить на оскорбление красиво и умно

Многим приходилось и приходится сталкиваться с откровенным хамством. Болезненный опыт, ничего не скажешь. Как вести себя в подобных ситуациях? Давать ли отпор обидчику и если да, то в какой форме. Рассмотрим проблему подробнее.

Немного теории

Что такое оскорбление? Это намеренное нанесение обиды, унижение чести и достоинства человека, причем в грубой форме, с попранием всех принятых в обществе правил поведения и норм морали. Оскорбление может быть нанесено в устно, в письменном виде и даже действиям.

А можно и в суд подать

Да, обидчика можно поставить на место и таким способом. В России оскорбление – это административное правонарушение, ответственность за которое предусматривается статьей 5.61 КоАП. Но суд, как вы понимаете, лучше приберечь на крайний случай, а сейчас посмотрим, как собственными силами постоять за себя.

Как мы реагируем

Обычно реакция на грубость, хамство бывает двоякой.

Первый вариант: сначала мы недоумеваем (как такое может быть в цивилизованном обществе?!), затем кровь приливает к лицу, учащается сердцебиение (потому что происходит выброс адреналина!) и наконец нас охватывает гнев, мы готовы к словесной или физической схватке.

Второй вариант: все то же недоумение, затем кровь отливает от лица, потому что проявление чужой грубости нас пугает, и достойно ответить не получается.

По мнению специалистов, оба варианта непродуктивны. И вот почему.

Кто он, обидчик?

Оказывается, обидчик – это жертва. Жертва трудного детства, или несносного характера, или невоспитанности. То есть несчастнейший человек. К тому же слабый. Или глупый, или завистливый. А может быть, кем-то униженный. Вот он при первой же возможности и изливает на вас свои отрицательные эмоции.

А теперь скажите, стоит ли на такого обижаться? Уже не говоря о том, чтобы впускать в себя порожденную им негативную экспрессию.

Если обидчик – незнакомый человек

Слова незнакомца, задевшие вас, просто проигнорируйте. Сделайте вид, что вы его не замечаете, что он для вас пустое место. Отвернитесь, если сцена произошла в транспорте, или отойдите в сторону. Подобная реакция будет… оскорбительной для самого обидчика, особенно если он демонстративный психопат.

Если обидчик – коллега или начальник

В рабочей обстановке намеренно не замечать оскорбительные выпады в ваш адрес – тоже разумное решение, особенно если источник негатива – равный с вами по рангу сотрудник. Но если он все никак не уймется в ответ на ваше молчание, попробуйте ответить колкостью или свести инцидент к шутке.

А вот с начальником шутить не стоит. Старайтесь сохранять безмятежное выражение лица, не показывать, что вам неприятно, больно, обидно. А чтобы внутри все не стало клокотать, психологи советуют представить обидчика в какой-нибудь смешной позе: например на четвереньках. Говорят, очень помогает. Главное при этом – не рассмеяться ему в лицо. Но зарвавшийся шеф, безусловно, почувствует исходящую от вас уверенность и силу.

Если обидчик – близкий человек

Никто, как известно, не может нас задеть так больно, как наши близкие. Если кто-то из них позволяет себе обижающие вас колкости, намеки или даже прямую речь, не терпите и не страдайте молча. Сразу же скажите, какую тему в вашем общении вы считаете запретной, какие реплики вы не желаете слышать, мнение по какому поводу вам не интересно.

Не нужно при этом устраивать громкие разборки. Сказанное тихим голосом действует намного эффективнее любых истерик. И если человек действительно вами дорожит, он поймет, как нельзя себя вести с вами. Если же он завидует вам, а то и просто недолюбливает вас, подумайте, стоит ли поддерживать с ним отношения.

Спокойствие, только спокойствие…

Итак, тренируйте спокойную реакцию на нежелательные слова и поступки окружающих. Спокойствие, отсутствие острых эмоций в ответ – это своеобразный щит, который не позволяет чужой агрессии разрушать вашу психику, а значит, и здоровье в целом.

В любой критической ситуации важно сохранять чувство собственного достоинства, уверенность в себе и спокойствие духа. И не важно – ответите ли вы обидчику или же проигнорируете его, – он будет обезоружен и задумается, а стоит ли с вами так себя вести.

Не уподобляться хаму

Нельзя на вербальную агрессию отвечать тем же. Иногда бывает трудно не поддаться искушению унизить, растоптать, перекричать хама, но лучше не надо. Потому что, во-первых, в результате почувствуете внутреннее опустошение и обида никуда не денется. Во-вторых, со стороны вы будете выглядеть в лучшем случае нелепо, а в худшем… таким же грубияном, как и ваш обидчик. А в-третьих, по мнению психологов, это будет свидетельствовать о том, что он вами просто манипулирует.

Не оправдываться

Иногда в ответ на несправедливую критику хочется объяснить свои действия и, таким образом, оправдаться. Не стоит это делать. Во-первых, пытаясь что-то доказать «критику», вы поставите себя в унизительное положение. А во-вторых, ваши аргументы никто не будет слушать. Потому что главная цель критикана – эмоционально уязвить вас и благодаря этому самоутвердиться.

Если игнорировать несправедливые выпады не получается, просто скажите: у меня другое мнение по данному поводу, и вообще я не нуждаюсь в замечаниях и советах. Но помните, что нужно сохранять хладнокровие. Излишняя запальчивость может привести вас к спору, в котором вы и увязните к вящей радости обидчика.

Сохранять чувство юмора

Юмор, как известно, острое оружие. На некоторые выпады стоит отвечать остроумной шуткой. Благодаря такой реакции разрядите обстановку и обезоружите обидчика. Он-то думал, что нанес вам удар, а оказалось, что вы неуязвимы, вам все равно, издевки не достигают цели. И обидчик, как энергетический вампир, быстро потеряет к вам интерес и пойдет искать другую жертву.

Быстро соображать

Как часто, столкнувшись с хамом и услышав в свой адрес неприятные слова, мы буквально немеем, не в силах быстро и остроумно ответить, чтобы поставить на место зарвавшегося типа. Зато потом на ум приходят прекрасные варианты ответов. Как выработать в себе способность быстрой адекватной реакции?

Специалисты предлагают оттачивать остроумие в дружеском кругу. То есть встречаетесь с друзьями и начинаете шуточные дуэли. Очень полезная разминка для ума. И чем чаще тренировки, тем больше опыта и сноровки.

Когда нельзя молчать или отшучиваться

Если обидчик пытается задеть вашу честь и достоинство, тут уж не стоит отмалчиваться или отделываться шуткой. Особенно если оскорбительные замечания звучат в присутствии свидетелей. Соберитесь с мыслями и дайте достойный ответ: спокойно, хладнокровно, негромким голосом. Чтобы все поняли, что вам нельзя безнаказанно хамить.

Как не стать жертвой

Некоторые люди как будто созданы для того, чтобы их обижали. Между прочим, в психологии даже существует такое понятие, как психология жертвы. Человек-жертва выглядит и ведет себя так, что буквально провоцирует оскорбления со стороны всевозможных хамов.

Боязливость, неуверенность в себе, низкая самооценка, болезненная стеснительность, зашуганность – вот главные черты характера этого несчастного. Услышав в свой адрес ругань, он пугается, цепенеет и не может заставить себя проронить ни звука. В таком случае поможет психолог или самостоятельная работа над собой.