5 секретов быстрого чтения и запоминания

Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное

Зачем читать быстро? И действительно: зачем? Любители чтения подобны гурманам, которые предпочитают наслаждаться изысканным блюдом медленно. Обладая развитым воображением, они полностью погружаются в атмосферу романа или повести, представляют себя в роли главных героев и переживают те же чувства, что и они.

Они получают удовольствие от авторского стиля, его умозаключений, описаний природы или характеров. Поэтому, образно говоря, смакуя блюдо, тщательно его пережевывают, а не проглатывают на ходу, не замечая вкуса.

Кто-то сказал, что люди, читающие книги, прежде чем умрут, проживают множество жизней, в то время как те, кто их не читает, проживают только одну.

Книголюбы нередко отдают предпочтение бумажному варианту книг, а не электронному. Правда, среди них уже немало тех, кто перешел на Kindle, Sony Reader, Nook и др., хотя наиболее понравившиеся произведения они по-прежнему хотят видеть стоящими на своей книжной полке.

И все же книга – это источник не только удовольствия, но и полезной информации. А ее с каждым годом становится все больше, какой бы области знаний мы не коснулись. В поисках нужных сведений мы перерываем горы книг и статей, на что уходит немало времени. Поэтому в целях его экономии мы должны научиться читать быстро, причем так, чтобы прочитанное закрепилось в нашей голове, а не выветрилось на следующий же день.

Примером неправильного быстрого чтения служит сотрудница, которая не устает скачивать на свою «Соньку», как она называет свою электронную книгу, множество произведений на интересующие ее темы. Казалось бы, она должна уже представлять собой ходячую энциклопедию, но если ее попросить рассказать, о чем идет речь в недавно прочитанной ею книге, в большинстве случаев она смущенно ответит, что помнит лишь то, что ее читала.

Итак, мы читаем медленно, когда хотим насладиться чтением, и делаем это в личное время, предназначенное для отдыха. Однако умение читать медленно, со вкусом, дано не всем. Читать быстро, но вдумчиво – тоже искусство, которому нужно учиться, чтобы в итоге не вышло «здесь помню, тут не помню», но не помню больше.

Некоторым удается научиться скорочтению самостоятельно. В их числе писатель Оноре де Бальзак, американский изобретатель Томас Эдисон, французский полководец Наполеон Бонапарт, 26-й американский президент Теодор Рузвельт. Каждый из них пользовался собственными техниками быстрого чтения.

Кстати, существует мнение, что при быстром чтении глаза устают меньше, чем при медленном, а уровень понимания прочитанного на 20% выше.

Учимся скорочтению

Вопрос, как ускорить процесс чтения и при этом понять и запомнить как можно больше информации, интересовал некоторых ученых с тех пор, как образование приобрело массовый характер. При этом они опирались на исследования врачей-офтальмологов, потому что в основе быстрого чтения лежит знание того, как работает орган зрения – человеческий глаз.

Научиться читать быстро, при этом вникая в текст и запоминая его, можно с помощью методов скорочтения. Тот, кто ими овладеет, сможет читать примерно 600 слов в минуту, то есть в 3-4 раза быстрее, чем при обычном чтении. Результаты некоторых людей, научившихся скорочтению, вообще впечатляющие: от 100 тысяч слов в минуту и выше, причем с полным усвоением прочитанного материала.

Среди множества методов скорочтения наиболее распространены следующие:

1. Читаем без регрессий

Термин «регрессия» означает возврат, движение в обратную сторону. Регрессия при чтении означает, что наши глаза периодически совершают движение в обратную сторону, вместо того чтобы «скользить» вперед, с целью перечитать абзац, строчку, предложение или слово. В большинстве случаев мы делаем это без надобности, в силу привычки и незаметно для себя. Стоит понаблюдать за тем, как мы читаем, и мы будем удивлены, обнаружив, что регрессии при чтении – это и про нас.

Регрессии – одна из самых распространенных причин медленного чтения. В среднем на 100 слов текста приходится 10-15 регрессий. Неудивительно, что скорость чтения ощутимо снижается.

Бывают регрессии обоснованные, когда возврат к прочитанному необходим для более глубокого осмысления текста. Однако специалисты по скорочтению советуют возвращаться назад лишь после прочтения всего текста. Они утверждают, что отказ от регрессий улучшает понимание прочитанного и, конечно же, сокращает время, необходимое для прочтения того или иного текста.

Итак, наблюдаем за тем, как мы читаем, и если обнаруживаем, что регрессии – это вредная привычка, а не желание лучше понять сложный текст, берем ее «на карандаш» и избавляемся;

2. Подавляем субвокализацию

Субвокализация в процессе чтения – явление не менее распространенное, чем регрессии, и точно так же она его существенно замедляет. Ее суть в том, что читая «про себя», молча, мы внутренне проговариваем все слова. Причем, опять-таки, не замечаем, как это делаем.

Нам только кажется, что мы читаем одними глазами, но если проследим за собой, то заметим, что в чтении участвуют и органы речи: язык, гортань, губы, которые совершают микродвижения.

Особенно ярко выражена артикуляция у людей, у которых навык чтения не развит, например у детей. «Включается» она и при чтении сложного текста. Трудно избавиться от внутреннего проговаривания слов людям, которые много читают вслух.

Эксперты по скорочтению разделяют проговаривание слов с помощью органов речи и проговаривание их в речевом центре мозга. От первого, которое нередко проявляется как бубнение, они советуют избавляться, зажав во рту, к примеру, карандаш, который будет препятствовать проговариванию слов.

От второго избавиться сложнее. Один из способов – отвлечение внимания от проговаривания с помощью посторонних ритмичных звуков (самый простой – постукивание по столу карандашом). Можно параллельно с чтением произносить простенькие стишки, скороговорки или напевать несложный мотив какой-либо песенки – не имеет значения, про себя или вслух.

Эти советы касаются тех, у кого наблюдается значительная субвокализация, существенно замедляющая чтение. Специалисты считают, что полностью избавиться от нее невозможно, и прежде всего потому, что когда мы учимся читать, то слова связываем с тем, как они произносятся, – со звуками;

3. Расширяем поле зрения

Здесь имеется в виду не само поле зрения, а способность охватить глазом определенный объем информации. У каждого человека поле зрения разное – в среднем оно составляет от 4 до 5 см, и тренировками его расширить нельзя. Однако можно натренировать глаза так, чтобы они считывали не только ту информацию, которая находится в области наилучшего видения – куда непосредственно падает взгляд, но и информацию, находящуюся в области периферического зрения, которую глаза видят расплывчато. Соответствующие тренировки позволяют расширить его до 10 см. Некоторые люди после тренировок начинают читать текст разной ширины только по вертикали.

Один из эффективных способов расширения зрительного восприятия – статические и динамические упражнения, главное действующее лицо которых – зеленая точка. Статические предполагают ее созерцание с целью научиться концентрировать внимание: берем листок с текстом, где нарисована зеленая точка, и садимся за стол. Освещение ровное, поза удобная и расслабленная. Помещаем листок на расстояние примерно 30 см от глаз и читаем текст, а затем в течение 10 минут рассматриваем зеленую точку, не отвлекаясь ни на что другое. Ложимся спать, мысленно представляя перед глазами все ту же зеленую точку.

После месяца статических упражнений переходим к динамическим: вокруг зеленой точки нужно стараться рассмотреть все большие и большие отрывки текста – сначала по горизонтали, затем – по вертикали. Текст нужно не читать, а только видеть.

Улучшить периферическое зрительное восприятие можно с помощью таблиц Шульте, которые есть в Интернете.

О правильности действий можно будет судить тогда, когда мы сможем отчетливо видеть всю страницу целиком хотя бы на несколько мгновений. При обычном чтении глаз за одну фиксацию охватывает всего 2-4 слова, в то время как расширив поле зрения и подключив к работе периферическое, за это же время можно увидеть строку, а то и весь абзац;

4. Учимся поверхностному чтению

Умение просматривать текст с целью выделить в нем основную мысль автора – одно из наиболее сложных, так как здесь задействуются многие мыслительные процессы. Мы используем его, когда, например, пишем конспекты: определяем ключевые слова, а по ним и смысл всего текста.

Кстати, прежде чем начать читать, стоит просмотреть аннотацию, отзывы о книге, предисловие, оглавление и несколько строчек. Многие книги не заслуживают того, чтобы мы тратили на них время, и достойны лишь беглого просмотра. Английский философ 16-17 вв. Фрэнсис Бэкон замечал, что «Есть книги, которые нужно только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит прожевать и переварить».

Чтобы научиться выделять главное, стоит каждый раз после прочтения книги или статьи кратко пересказать самому себе их содержание. Желательно вслух. Чем чаще мы будем это делать, тем проще нам будет ответить на вопрос, в чем уникальность данной книги;

5. Становимся внимательными

Люди невнимательные читают медленно, потому что их внимание то и дело переключается на другие предметы. Они не могут сосредоточиться, так как читают механически, думая «о своем». В итоге они снова и снова возвращаются к началу страницы или абзаца. Книга, которую они читают, может не один день лежать раскрытой на одной и той же странице.

Научиться концентрировать внимание можно, начав практиковать читать или произносить слова наоборот, или задом наперед. Это легко делать во время прогулок, не затрачивая на это занятие «полезного» времени. Можно складывать в уме цифры на номерах проезжающих мимо машин.

Однако самый эффективный способ научиться быстро читать, особенно если это нужно не в личных целях, а для работы, – это записаться на курсы или тренинги, проводимые специалистами.

Нелишне почитать книги, написанные теми, кто уже поднаторел в этом деле. Лучшие из них: «Скорочтение со скоростью света» Беннета Джозефа, «Учебник быстрого чтения» Тони Бьюзена, «Скорочтение: Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» Питера Кампа, «Скорочтение на практике» Павла Палагина и «Учитесь быстро читать» О. Андреева и Л. Хромова.