Распространенные ошибки при составлении бизнес-планов

Распространенные ошибки при составлении бизнес-планов

В данной статье перечислены основные ошибки, которые допускают при составлении бизнес-планов. К таковым относятся:

  • Неверное представление о реализации продукции, переоценка ее возможностей;
  • Недостаточно продуманная маркетинговая политика, чересчур радужные прогнозы по реализации продукции – все это вызывает недоверие со стороны кредитных инспекторов;
  • Чрезмерное завышение розничной цены реализации товара.

На бумаге это отражается хорошими экономическими показателями в кредитно-инвестиционном проекте. Возможно существование нескольких причин, которые могут объяснить завышение цены. В первом случае – банальный самообман, или использование недостоверной информации о ситуации на рынке. Либо составитель ориентировался на результаты от продажи одной, базовой партии товара. Второй случай – это сознательное искажение ценовых параметров.

Делают это с целью любой ценой получить кредит или инвестиции, как правило, для их нецелевого использования. Излишнее занижение затрат, которые связаны с реализацией проекта. Как правило, это касается всех затрат – от стоимости сырья до расходов на транспортировку и зарплату персонала. Особое внимание эксперта привлекает наличие хороших отношений с поставщиками – часто это просто сговор.

Все остальные статьи затрат и расходов специалист проверяет на соответствие принятым нормам, коэффициентам, и т. д. Чаще всего занижают, а то и вовсе игнорируют затраты, связанные с налогообложением. На реализацию проекта может повлиять такая штука, как налоговый календарь. Например, если дата реализации оказана непродуманно, и выпала на отчетный месяц, предприниматель может «попасть» на уплату НДС в полном объеме.

А зачет НДС по купленным товарам будет только в следующем месяце. Все это может привести к срыву графика погашения кредитов, задолженности, санкциям, и прочим малоприятным вещам. Неправильное соотношение срока кредита с временем оборота товара. В основном, сроки кредитов на товарные операции составляют 2-4 месяца. В этом случае выручка – средство погашения основной суммы долга.

Когда успешно погашен первый кредит, клиент уже заслуживает некоторое доверие со стороны банка. Второй кредит получить уже легче. Взяв новый кредит, бизнесмен делает новый оборот товара, и так продолжается до наступления закономерного дефолта.

Почему так получается

Все дело в том, что реальный период, на который выдается кредит, значительно превышает время оборота товара. А возврат кредита возможен, только если накапливается чистая прибыль на сумму основного долга.

Из этого получается, что технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) должно быть рассчитано на более длительный период, отсюда и повышенная рискованность проекта. Основной фактор, мешающий успешной реализации даже самого блестящего бизнес-плана, вряд ли находится в компетенции предпринимателей. Это экономическая и политическая нестабильность в стране. Исходя из этого факта, российские банки редко рассматривают проект, срок окупаемости которого превышает два года.