Что нужно для создания и продвижения бренда

Важность разработки бренда понимают многие предприниматели, предоставляющие услуги, которые требуют особого представления. В ресторанном бизнесе или в услугах телефонной связи без узнаваемого бренда не обойтись. Какие факторы следует учитывать при разработке бренда
Что нужно для создания бренда
Что нужно для создания бренда

Наверное, многих предпринимателей волнует вопрос брендинга на рынке услуг. И вопросы эти простыми назвать нельзя.

Возникают они по той причине, что стандартные рекомендации в этом плане или не работают вообще, или же малоэффективны. Ведь если вы рассматриваете какой-то конкретный товар, держите его в руках, можете его попробовать, понюхать, и.т.д., тот тут все ясно. А как быть, если речь идет об Интернет-провайдере? Есть ли тут место для бренда?

Попробуйте представить себя на месте потребителя, который меняет своего провайдера лишь из-за имиджа – это уже выходит за рамки здравого смысла. Давайте постараемся взглянуть на ситуацию максимально трезво. Итак, ряд услуг, несмотря ни на что, все-таки обладают брендами, и, скажем больше – бренд иногда играет решающую роль в популярности тех или иных услуг. Это можно сказать, в первую очередь, о ресторанном бизнесе.

А где же провести четкую границу между тем, что брендируется, а что нет? Этого с уверенностью не скажет никто. Предпринимателям просто некогда засорять себе мозг подобными проблемами, а любой брендолог скорее позволит себя четвертовать, чем признает, что их ремесло может где-то не сработать. А вопрос при этом важности своей не теряет. И что делать, если вам досталось что-то не брендируемое, по крайней мере, в традиционном понимании? В данной статье мы попытаемся в общих чертах дать ответ на этот вопрос.

Общепринято разделять товар и услугу по принципу – «услугу нельзя ощутить, пока она не была оказана». Но подобная категоричность не всегда правильна – вы проходите мимо «Макдональдса» – запах чувствуете? Стало быть, вы имеете возможность представить себе услугу до момента ее оказания.

А возьмем, к примеру, телефонную компанию. Вы ощущаете телефонную связь? Нет, конечно, а ведь услуга предоставляется все 24 часа в сутки. Ведь сама возможность постоянно быть на связи – неотъемлемая ее часть. Так что вышеприведенное деление на услугу и товар можно считать не совсем верным. Если исходить с точки зрения потребителя, то для него нет принципиальной разницы между товаром и услугой – то и другое как-то решает его проблемы или удовлетворяет какие-то потребности.

Любой рыночный успех определяется, прежде всего, потребителем. И проблему надо изучать именно в этом аспекте. Если для потребителя нет принципиальной разницы между товаром и услугой, как решить, что может быть брендом, а что нет? Никто, пожалуй, не поспорит с тем фактом, что бренд – это не более чем стереотип в сознании потребителя. И вопрос в том, какие факторы позволяют не только создать данный стереотип, но и поддерживать его в течение длительного времени? Таковых есть несколько, и если продукт или услуга соответствует хотя бы одному из них, у него есть шанс стать брендом.

Рассмотрим эти факторы

1. Уникальность в решении какой-либо проблемы

Как уже было сказано выше, потребителю не нужен сам товар или услуга. Ему нужно решение проблемы. И если ваш продукт – это решение, и не просто решение, а уникальное сочетание конструктивных особенностей и качества, брендинг вполне возможен. Ну, а если нет, тогда выше качественной марочной продукции вам не «взлететь».

2. Правильная демонстрация продукта

Тут все просто – если вы сможете правильно продемонстрировать продукт, все выгоды и результаты от обладания им, то потребитель будет готов платить. А если продукт не предназначен для того, чтобы его демонстрировали? Ну, тогда не стоит мечтать об известности, наценках, сверх прибыли, и любви покупателей. Ведь, к примеру, туалетной бумагой не хвастаются.

3. Фактор позитивных ощущений

Если продукт может каким-то образом предоставить покупателю позитивные ощущения на уровне органов чувств, то здесь широкий простор для создания бренда. Нет ощущений – нет бренда. Если услуга неощутима ни в процессе оказания, ни после него, тогда нет никакого смысла переплачивать. Не стоит в этом случае надеяться на эмоциональную рекламу. Исходя из данного фактора, услуги общественного питания можно и нужно брендировать.

А что касается, скажем, интернет провайдера, то его брендинг, как таковой, невозможен. Вывод прост – если какой-то товар или услуга не соответствует одному из приведенных требований, то о брендинге не может быть и речи.

Покупателю просто не за что переплачивать, и он, естественно, не будет этого делать. Но если вы сумеете найти способ «зацепить» покупателя, дать ему причину для переплаты, тогда можно вас поздравить – вы стали создателем нового бренда. Вопрос: нужна ли бренду сексуальность?

© Лебедев Олег, BBF.RU

Ещё много интересного