
Менеджмент представляет собой совокупность методов управления в условиях рынка. Управление включает в себя планирование, организацию, систему контроля и мотивации, которая необходима для того, чтобы достичь поставленных целей.
Проще говоря, управление – это организация, планирование, контроль, и мотивация сотрудников.
Планирование
Позволяет определить цели, средства и методы достижения цели. Важной функцией планирования является прогноз направления деятельности и развития предприятия.
На этапе планирования руководство организации определяет возможные результаты, оценивает слабые и сильные стороны предприятия, а также оценивает внешнюю ситуацию на рынке.
Организация
С помощью этой функции управления формируется структура предприятия, происходит его обеспечение всем необходимым для полноценной работы – средствами, персоналом, материалами, и.т.д.
Правильная организация на начальном этапе имеет большое значение для дальнейшей деятельности предприятия.
Мотивация
Представляет собой формирование заинтересованности людей в достижении целей предприятия. Добиваться мотивации сотрудников руководство может по-разному – материальными поощрениями, созданием перспектив карьерного роста, и.т.д. Прежде чем заниматься мотивацией персонала, начальство должно знать его потребности.
Контроль
Предполагает объективный анализ и оценку работы предприятия. При помощи данной функции оценивается степень достижения поставленных целей, корректировка действий, если она необходима. Контроль включает в себя установку стандартов, оценку полученных результатов, и, в случае необходимости – изменение первоначально определенных целей.
Начальник и его роль
Руководитель – это человек, обладающий определенными полномочиями. Он принимает важные решения и осуществляет контроль над их выполнением. Можно выделить десять ролей, которые руководитель выполняет в процессе своей деятельности.
Обобщенно все роли руководителя разделены на три группы:
- Межличностная роль руководителя. Начальник выполняет набор, подготовку и обучение персонала, формирует его мотивацию. Он выполняет также функцию связующего звена между сотрудниками.
- Информационная роль руководителя. Руководитель постоянно получает, обрабатывает информацию и использует ее в целях своего предприятия.
- Также он распространяет всю необходимую информацию среди персонала. Эта роль включает в себя также представительскую функцию – передачу информации о предприятии при внешних контактах.
- Принятие решений. Это самая важная и ответственная роль руководителя. Следуя ей, он предпринимает различные шаги, постоянно совершенствуя деятельность своей организации.
Ему также отводится роль человека, устраняющего все ошибки в деятельности предприятия, и роль представителя в контактах с другими организациями.
Уровни управленческой деятельности
Большие предприятия предполагают большой объем управленческой работы. Поэтому управленческая деятельность на таких предприятиях разделена по горизонтали и вертикали.
Горизонтальное разделение предполагает расстановку начальников над отдельными отделениями. Вертикальное – это иерархия уровней управления на предприятии.
При этом все руководители разделены на три категории:
Операционные руководители – самое низшее звено в руководящем составе компании. Им отведена функция контроля над производственным процессом, использованием необходимых ресурсов. К данной категории относятся зав. лабораторией, мастер цеха, и.т.д.
Руководители среднего звена осуществляют контроль работы операционных руководителей. Всю полученную информацию они передают наверх – руководителям высшего звена. Это зав. отделом, декан, и.т.п. Должность руководителя среднего звена уже предполагает серьезную ответственность.
Руководство высшего звена. Эта категория самая малочисленная. Она отвечает за всю деятельность организации и полученные результаты. Руководители высшего звена принимают или утверждают все жизненно важные решения в деятельности компании.
К данному типу руководителей относятся – президент, председатель совета директоров, министр. Работа высшего руководства предполагает большую ответственность, большие объемы, напряженный темп. Руководители данного звена постоянно принимают важные управленческие решения.