Когда все чаяния человека сбываются, он как бы слепнет на миг от изумления.
Цитаты из книги «Девяносто третий год»
Одаривать — значит быть выше одариваемого.
Но нет ничего опаснее постоянного обуздания чувств.
Они не виделись много лет, но сердца их не разлучались ни на минуту; они признали друг друга, будто расстались только вчера.
Если бы бог хотел, чтобы человек пятился назад, он поместил бы глаза на затылке.
Напрасно вы меня спасли, я на вас в обиде. Лучше бы мне умереть, тогда бы я хоть оттуда видела их. Знала бы, где они. Они бы меня не видели, но я бы все время была с ними. Мертвая я бы им стала заступницей.
Кое-где — в лесу под деревьями, на плоскогорье среди вереска — уже зажигались огни, и темнота постепенно наполнялась светящимися точками, как будто земле тоже вздумалось разукраситься звездами в подражание небу. Но то были зловещие звезды — звезды войны.
Общие идеи ненавистны идеям частным; отсюда борьба против прогресса.
Катастрофы на свой зловещий лад ставят все на свое место.
Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.
Все виды человеческого счастья, даже грозное боевое счастье, — удел молодости. Победа всё-таки женщина.
Лошадь имеет право уставать, человек — нет.
Это помещение — старинная комната моего дома: когда-то господа сажали сюда мужиков, теперь мужики сажают сюда господ. Эта ерунда называется революцией.
Я не признаю человечности, которая уничтожает народы и мирволит деспотам.
— Я верю в бога.
— Бог нынче устарел.
У революции есть враг — отживший мир, и она безжалостна к нему, как хирург безжалостен к своему врагу — гангрене. Революция истребляет королевскую власть в лице короля, аристократию — в лице дворянина, деспотизм — в лице военных властей, суеверие — в лице священника, варварство — в лице судей. Одним словом, истребляет все, что именуется тиранией, в лице каждого, кто является тираном. Операция мучительная, но революция делает ее твердой рукой. И у тебя хватает духу требовать от нее пощады гнойной язве, отравляющей весь общественный организм!.. Нет, она тебя не послушается. Она крепко держит в своих сильных руках наше гнусное прошлое и прикончит его. На теле цивилизации она сделает глубокий надрез, который оздоровит человечество… Вам больно, говорите вы? Да, больно, без этого нельзя. А долго ли еще будет больно? Пока не кончится операция. Зато потом вы будете жить. Революция отсекает старый мир, а при этом кровотечение неизбежно. Наш девяносто третий год — год кровотечения.
Женщины слабы, но матери сильны.
Даже у людей суровых бывают минуты грусти.
Успех приводит в неистовство, неудача — в бешенство.
Слово «химера» имеет двойной смысл — оно означает мечту, и оно же означает чудовище.