Что такое франчайзинг и франшиза

Что такое франчайзинг и франшиза

Бизнес в современном мире активно развивается. Экономическая ситуация в стране напрямую зависит от ведущих компаний, которые являются флагманами бизнеса и способны в значительной мере оказывать определенное финансовое влияние на положение дел в целом.

К примеру, в Америке, индекс Доу Джонса строится на основании сведений, получаемых от ведущих компаний. Именно компании управляют страной, если так подумать и это действительно так.

Одной из таких форм ведения бизнеса является уже давно зарекомендовавшая себя система франчайзинга. Именно от франчайзинга во многом зависит развитие экономики. Подобная форма ведения бизнеса основывается на определенных моментах. Ситуация достаточно простая, если описать не сложными терминами.

В системе франчайзинга существуют как минимум две стороны. Франчайзер с одной стороны и франчайзи с другой. Они осуществляют между собой деловые сношения в форме франшизы. Много непонятных терминов? Тогда можно проще. Одна компания, назовем её главной, имеет определенный вес в мире бизнеса. Она изобрела в свое время какой-то продукт, который вот уже долгие годы стабильно требуется конечным потребителем. Конечный потребитель это мы с вами и уже не можем представить себе жизнь без различных продуктов, предметов гигиены или быта.

Также мы пользуемся различными услугами многих компаний, которые давно нам их предлагают и достаточно знакомы нам. Мы с уверенностью смотрим в будущее, потому что у нас есть такая надежная компания, которая за разумные деньги сделает все как нужно и мы будем довольны. Но вот есть другие люди в другой стране, которые не могут пользоваться услугами нашей любимой компании. И что тогда делать? Тогда наша компания, главная, продает товарный знак той компании, которая находится в той или иной стране.

Вторая компания, назовем её молодой или франчайзи, получает товарный знак, а также все необходимые технологии и информационную поддержку и теперь может в своей стране предлагать ту продукцию или услугу, которой мы с вами давно пользуемся. Такая передача товарного знака и технологий носит название франшизы. В таком случае, получается, что одна старая компания, продает право на торговлю своим товаром, молодой компании и это действо как раз называется – франчайзингом.

Что в таком случае происходит на позитивном экономическом уровне? Та и другая сторона выигрывают! Не понятно как? Разве это не очевидно? Старая компания находит новые рынки сбыта, а отсюда просто невероятную прибыль, что очевидно приносит пользу. С другой стороны молодая, развивающаяся компания, которая пока ничем себя кроме протирания штанов своих служащих, не показала. У неё нет товара, нет инновационных разработок. Она не может предложить оригинальную услугу.

Все занято, забито, а конкурировать опасно и практически невыносимо сложно. А тут как раз готовый, пользующийся спросом товар от старой фирмы – франчайзера! Это великая удача! Есть товар, спрос, а значит – прибыль! Все просто как дважды пять и это франчайзинг. Франчайзи продает, франчайзи получает – франшизу. Кто же изобрел эту форму ведения бизнеса? А у кого самая крепкая экономика в мире, которой не страшен мировой финансовый кризис? Разумеется – Америка. Именно американцы в лице своего представителя, Зингера, придумали данную форму реализации товаров и услуг.

Таким образом, благодаря американской разработке, мы имеем то, что имеем и это прекрасно. Молодые компании получают нужное ускорение на самом старте, а старые – развитие в более глубокие области и страны, а также государства. Разумеется, риск есть всегда, но кто не рискует, не страдает с утра головной болью от некстати выпитого ящика шампанского, которое полагается рисковым людям. Именно риск заставляет франчайзера выбирать из молодых компаний, передавать не только товар и технологии, но и обучать сотрудников молодой компании всем необходимым премудростям.

Обученный персонал и качественные технологии – залог успешного продвижения товара. Дискредитировать товар низким качеством его предоставления, значит замарать имидж головной компании. Какой компании это понравится? Поэтому, помимо предоставления всего вышеописанного, головная компания не редко оставляет за собой право инспектировать молодую фирму, с целью поддержания качества на должном уровне.

Франчайзи тоже рискует. Мало кто захочет иметь дело с новой фирмой, даже продвигающей старый продукт под своей крышей. Нужно тоже суметь себя позиционировать, наладить рынки сбыта и многое другое. Тем не менее, система франчайзинга была и остается крайне эффективной формой ведения бизнеса и многие компании относительно легко идут на деловые сношения подобного рода.

Но есть трудности иного рода, как в нашей стране. Здесь имеются ряд правовых ограничений, а также не стабильность экономической ситуации, не исключая наш особенный менталитет, как потребителей. Многие компании пробовали пробиться на российский рынок, используя франчайзинговую систему. Пробовали многие – получилось не у всех.

Часто иностранные компании сталкиваются в России со множеством сложностей, которые не так просто преодолеть. Приходится учитывать все, от законов до пиратства, а также не редки случаи пересмотра маркетинговой политики и адаптации ее под нужды конечного именно российского потребителя.

Первые формы франчайзинга в нашей стране появились в начале 90-х годов прошлого века. Не избалованного отечественного потребителя осаждали многие продукты западного производства. Поначалу все шло гладко, но после когда первоначальный спрос был удовлетворен, появились запросы. Потребитель стал более разборчив, а законодательная база более изощренной, что дает определенные сложности в развитии иностранных компаний на нашей земле. Но ситуация улучшается и смею надеяться, все будет хорошо.