Развитие франчайзинга в России

Развитие франчайзинга в России

Франчайзинг является достаточно новой формой развития бизнеса в России. Это дело, которое определяет нынешнее положение бизнеса в России и на мировом рынке. Но рассмотрим, что именно это такое в проекции на нашу российскую действительность. Сам по себе франчайзинг является довольно интересной формой бизнеса.

При которой головная компания продает право на реализацию различных товаров и услуг молодым компаниям. Бывает, что молодой компании еще не удалось развиться на рынке или выйти в определенном направлении, поскольку не разработано инновационного продукта, который она могла бы предложить.

Однако уже имеются компании, которые вполне удачно и довольно давно заняли прочные позиции на рынке со своим продуктом. В этом случае головная компания может продать право на реализацию данного продукта молодой компании. При этом головная компания берет на себя обязательства по обучению персонала молодой фирмы, а также в передаче франшизы на товар или услугу.

Молодая компания обязуется соблюдать ряд правил, благодаря которым не страдает качество товара, а значит лицо главной фирмы, а также различаются франшизы. В одном случае это просто передача права на реализацию. Это довольно узкие права, но стоит такое меньше и позволяет молодой компании достаточно быстро и выгодно показать себя в бизнесе. В другом случае приобретается генеральная франшиза, с котором молодой компании приходят более широкие права.

При покупке данной франшизы, новая, еще не укрепившая свои позиции компания, приобретает права на дальнейшую реализацию товара и передачу его на франчайзинговой основе другим фирмам. При этом она берет на себя обязательства по обучению персонала и так далее.

С одной стороны при заключении франчайзинговой сделки выступает головная компания – франчайзер. С другой стороны, компания, которая берет на себя обязательства по реализации товаров и услуг – франчайзи. При этом передается так называемая франшиза. Такой вид деловых отношений является достаточно распространенным в современном мире и сулит выгоду обеим сторонам. Поэтому многие компании идут на это.

Конечно, франчайзер рискует, поскольку без должной реализации товара может пострадать лицо главной компании. Поэтому здесь присутствуют определенные риски. Так что приходится оформлять все в соответствии с буквой закона, что налагает определенные обязательства на обе стороны. Это в какой-то мере позволяет сократить риски и обеспечить должную защиту материально и интеллектуальной собственности.

Различается прямой и не прямой франчайзинг. В случае прямого франчайзинга, происходит продажа реализатору франшизы. Никаких посредников и третьих лиц. Самый простой и наиболее эффективный вариант среди других. В другом случае происходит так называемая франшиза-мастер.

В этом случае может действовать иностранный франчайзер, который продает право на франшизу одному представителю, который занимается бизнесом на всем территориальном протяжении отдельной страны, являясь своего рода монополистом в этом направлении. Если есть спрос на товар, который определяет франшизу, то такой вариант наиболее эффективен.

Сам по себе франчайзинг это отличный инструмент развития. При этом выгода двухсторонняя. С одной стороны уже зарекомендовавшая себя компания, которая имеет имя и определенный вес на рынке, находит новые пути продвижения своей продукции. С другой стороны имеются различные молодые компании, которые, благодаря такой форме рыночных взаимоотношений, получают мощный толчок в развитии на самом первоначальном периоде своего становления.

Очевидно, что разработка собственного товара или услуги требует помимо креативного подхода еще и финансирования соответствующего. А у франчайзера уже имеются соответствующие инструменты и финансовые возможности. Он обучает новую компанию всему необходимому для осуществления данного рода деятельности, а также продает право на реализацию товара. Таким образом, молодая компания получает все нужное и может без особых проблем продвигать чужой товар.

Выгода очевидна для обеих сторон. Выплаты франчайзеру вносятся по договорной системе, также франчайзи заботится о том, чтобы поддерживать качество товара на должном уровне. Все это оформляется соответствующим юридическим образом и можно спокойно заниматься бизнесом в рамках существующего продукта и технологий, которые прилагаются для его получения. С потребительской точки зрения также прямая выгода. Конечному потребителю товара или услуги не требуется переживать трудные времена, понимая, что нужный товар не будет реализован в его стране.

Таким образом российский потребитель, благодаря франчайзингу, получает возможность использовать товары и услуги иностранных государств, которые продали франшизу российским компаниям. При этом россиянин не ущемляется в своих правах и не получает третьесортное нечто, поскольку забота о качестве полностью ложится на франчайзи.

Российский потребитель может с полной уверенностью знать, что на его стороне закон, а также отношения франчайзера с франчайзи. Поэтому россиянин получит именно тот продукт, который потребляют жители иностранных государств. Разумеется, как и в любой другой форме бизнеса, здесь имеются определенные слабые стороны. Но соответствующим образом оформленная документация, а также непосредственный контроль за выполнением обязательств со стороны франчайзера, способны решить эту проблему.

Конечно, многие иностранные компании еще не решились выйти на российский рынок подобным образом, в силу законодательных и маркетинговых причин. Однако, те подвижки, которые уже были сделаны в этом направлении, указывают на положительный прогресс в этой области.

Отсюда следует вывод, что франчайзинговая система, которая действует по всему миру, способна оказать положительное влияние на экономику России, при этом без ухудшения качества предоставляемых товаров и услуг.