5 главных отличий креативных людей от некреативных

Как развить креативность, или Что общего у креативных людей

В последнее время все чаще в перечне требований, выдвигаемых работодателями к желающим получить работу, можно увидеть креативность. Под креативностью подразумевается умение мыслить нестандартно, принимать неординарные новаторские решения, способность вырваться из плена шаблонов и генерировать новые идеи, позволяющие двигаться вперед, а не плестись сзади.

Креативные люди – успешные люди, с ними интересно общаться, они заражают своей энергией, ищут и находят выход из сложных ситуаций. Их можно сравнить с интересной книгой, которую сколько ни перечитываешь, всегда найдешь для себя что-то новое.

Британский психолог Эдвард де Боно, создавший систему творческого мышления, разработавший схему латерального, нешаблонного мышления (разрыва шаблона) и автор книг «Научите себя думать», «Рождение новой идеи» и многих других, сказал, что люди обязаны своими успехами креативности: «Никто не сомневается в ее необходимости. Она очень полезна в хорошие времена и просто необходима – в плохие».

Общие черты креативных людей

Поучиться креативности стоит у креативных людей. Кстати, у них есть общие черты, отличающие их от остальных. Это:

1. Отрицание обыденности, шаблонов, стереотипов

Доказано, что люди, постепенно деградируют. В жесткие рамки норм и шаблонов их загоняют социологи и психологи, учителя и психиатры, политики и ученые, которые рассказывают, как нужно жить, что такое хорошо и что такое плохо.

Тех же, кто не хочет думать, как все, порой называют ненормальными и приписывают им психические отклонения. Хотя опасность для психики человека представляет именно мышление по навязанному шаблону.

Креативность и следование установленным кем-то стандартам несовместимы. Тот, кто мыслит стереотипами, никогда не создаст ничего нового, его жизнь будет скучна и однообразна: школа, институт, работа, свадьба, дети, старость и кладбище. В фильме «Вокзал для двоих» Людмила Гурченко пела:

«Живем мы что-то без азарта, однообразно, как в строю. Не бойтесь бросить все на карту и жизнь переломить свою».

Креативность предполагает индивидуальное развитие личности, самостоятельное планирование человеком своей жизни. И если его что-либо в ней не устраивает, он должен не критиковать и не злиться, а искать решение, что и как можно изменить.

Примером преодоления стереотипов в бизнесе может служить опыт ресторанчика быстрого питания в Лас-Вегасе Heart Attach Grill, что в переводе звучит как гриль-кафе сердечного приступа. Блюда, подаваемые здесь, позиционируются как самые вредные в мире. Хорошенькие официантки в форме медсестер и со стетоскопами предупреждают посетителей: бургеры и напитки в заведении высококалорийные и содержат много холестерина.

Те, в чьем заказе будет свыше 7 тысяч калорий, в качестве бонуса получат пачку крепких сигарет без фильтра. Им же разрешат покататься в инвалидной коляске.

Благодаря такой креативной идее в ресторанчике нет отбоя от посетителей.

2. Смелость

Можно иметь множество нестандартных идей, но что в них толку, если никто о них не узнает. Креативные идеи гибнут, если их автор несмел и боится совершить ошибку. Тот, кто не готов ошибаться, никогда не сделает ничего оригинального. Любопытно, что не боятся ошибиться дети, поэтому они так часто удивляют нас своими необычными идеями и поступками.

Если бы не было смелых людей, люди топтались бы в своем развитии на месте. Благодаря креативным людям стремительно развиваются современные технологии.

Казалось, совсем недавно появились кнопочные мобильные телефоны, как вскоре японская компания Sharp создала первый в мире смартфон с сенсорным дисплеем Sharp PMC-1. Рисковала она? Конечно. Но побеждают те, кто имеет смелость рискнуть.

3. Своевременность

Для креативной идеи важна ее своевременность. Она может оказаться абсурдной в одних временных рамках и гениальной в других. К примеру, персональный компьютер не мог появиться раньше, чем он появился. Еще сто лет назад сама идея о нем выглядела бы сказочной.

Режиссера «Титаника» Джеймса Кэмерона называют самым креативным режиссером. Во время съемок своих фильмов он применяет самые крутые технологии и призывает других режиссеров смелее к ним обращаться. Он сказал, что был осторожен при съемках «Аватара», поскольку не был уверен, как зрители воспримут 3-мерный фильм, длящийся 3 часа. Теперь же он заявил, что будет еще более свободным в своих экспериментах.

Его голова была наполнена креативными идеями и раньше, однако им не соответствовала тогдашняя технико-технологическая база.

4. Любознательность и активность

Образец любознательности, активности и креативности – Ричард Брэнсон, создавший бренд Virgin. Я делал все по-своему и получал удовольствие от жизни, написал он в своей книге «Теряя невинность». За что он только не брался: занимался и музыкальным бизнесом, и космическим туризмом, и железнодорожными перевозками, и разработкой экологического топлива. И всюду преуспевал. «Быть вторым – для меня ничто!», – говорит он.

5. Широкий кругозор

Тот, кто живет скучной однообразной жизнью, не стремится получить новые знания, не способен быть креативным. И наоборот, чем шире кругозор человека, тем неординарнее будут его идеи. Человека, мыслящего стандартно, можно сравнить с набором конструктора, в котором всего 10 деталей. Много ли из них построишь? В наборе того, кто мыслит оригинально, деталей в несколько раз больше. Какими бы хотели быть мы?

Креативность и дети

Знаменитый Пабло Пикассо, говорил: «Все дети – художники. Проблема в том, чтобы остаться художником, когда ты вырос».

Кто же не дает детям оставаться художниками? Взрослые, причем из лучших побуждений, которые принуждают их мыслить шаблонно, стандартно.

Англичанин сэр Кен Робинсон, известный специалист по развитию творческого мышления, автор многих книг на эту тему, в частности «Образование против мышления», рассказал о случае на уроке рисования в одной из английских школ. Учительница обратила внимание, что одна из учениц не слушает ее и занята чем-то своим. «Что ты рисуешь?» – спросила она ее. «Я рисую Бога». – «Но ведь никто не знает, какой он!». «Через минуту узнают», – ответила девочка.

В своем выступлении на интеллектуальной конференции TED Кен Робинсон рассказал и об англичанке Джиллиан Линн – известнейшем хореографе и режиссере, постановщице мюзиклов «Кошки», «Призрак оперы», «Моя прекрасная леди» и др.

Что же необычного в ее истории? Школьные учителя были очень недовольны семилетней Джиллиан: ее непоседливостью, невнимательностью, отвратительным почерком. Она считалась отстающей ученицей, и ее маме посоветовали перевести девочку в школу для детей с ограниченными умственными способностями. Эта перспектива не устраивала ни саму Джиллиан, ни ее маму, отправившуюся с ней к психологу, чтобы он помог устранить проблему.

Психолог понаблюдал за Джиллиан, поговорил с ней, а затем вместе с мамой вышел из комнаты, оставив девочку одну. Предварительно он включил музыку. В специальное окно взрослые стали наблюдать за ней: Джиллиан, оставшись одна, сразу же вскочила со стула и начала танцевать. Причем двигалась она с необыкновенной грацией и в такт музыке.

«Нет никакой психологической проблемы», – сказал врач. – Девочке нужно позволить заниматься тем, что ей нравится, и не мучить ее предметами, к которым не лежит ее душа». Джиллиан перевели в другую школу – балетную. С 17-ти лет она танцевала в Королевском балете, в Лондонском Палладиуме, и стала известнейшим хореографом-постановщиком, не боявшимся экспериментировать с разными танцевальными направлениями.

В большинстве наших школ детская креативность не поощряется: уроков, развивающих у детей творческие способности, мало, их приучают думать и поступать стандартно. «Почему ты рисуешь квадратное солнце, ведь оно круглое?», «Солнце нужно рисовать в левом верхнем углу, а домик справа», «Почему у тебя заяц зеленый? Это неправильно».

«С вашим ребенком что-то не так – он не такой, как все», – говорят воспитатели маме с папой. Но родители должны не огорчаться, а радоваться, потому что у них растет ребенок, который мыслит нестандартно, у которого есть все шансы вырасти креативным, если они, конечно, не задушат эту креативность своими руками. Главная их задача – обнаружить способности ребенка и помочь ему их раскрыть.

Способны ли мы мыслить креативно?

Если у левшей больше развито правое полушарие головного мозга, то у правшей – левое. Есть люди, которые одинаково свободно владеют и правой, и левой руками. Им все равно, какой рукой писать, чистить зубы, выполнять другие действия – у них «обе руки правые». Людей с такими способностями называют амбидекстерами (от латинских слов ambi и dexter – «оба» и «правый»). Амбидекстером был Леонардо да Винчи, который прекрасно владел зеркальным письмом – легко писал левой рукой справа налево.

Существует мнение, что у людей, мыслящих нестандартно, правое и левое полушария развиты одинаково хорошо.

Возьмем в правую и левую руку фломастеры разного цвета и попытаемся одновременно написать одно и то же слово. Посмотрим, что у нас получится. А вдруг мы – амбидекстер с неординарным мышлением, только не подозревали об этом и не применяли свои способности на практике!

Если же левая рука окажется, как и у большинства людей, нерабочая, ее можно натренировать. Это поможет укрепить нейтронные связи между обеими полушариями и развить способность к нешаблонному мышлению.

В течение нескольких минут ежедневно рисуем одновременно правой и левой рукой:

  1. вертикальные волнистые линии;
  2. знаки бесконечности;
  3. пишем «почерком Леонардо», или зеркально.

Кто знает, может, после таких тренировок нам будет проще принимать неординарные решения.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить ваш уровень креативности.