Как справиться с душевной болью

Как справиться с душевной болью: советы психологов

«Не могу, душа болит», — говорит человек и пытается заглушить боль вином, водкой, наркотиками или антидепрессантами. Он ищет анестетик, благодаря которому его душа стала бы нечувствительной к боли, перестала бы страдать от обиды, несправедливости, предательства, который помог бы пережить утрату или избавил от терзающего душу чувства вины.

Немецкий поэт Генрих Гейне писал, что «Любовь — это зубная боль в сердце». Но никакая телесная боль не сравнится с болью страдающей души. Это уже потом, когда все пройдет, можно повторять вслед за Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Ф. Достоевский писал: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…». Эту мысль поддерживают представители русской православной церкви. Душа человека, познавшего страдание, никогда не останется глухой и слепой к страданиям других. Лишь тот, кто познал душевные муки, способен к сочувствию и сопереживанию. А значит, страдание нужно воспринимать как благо, считают они.

Многие ли согласятся с этой мыслью, особенно тогда, когда боль раздирает душу на части? Вряд ли примерные прихожане хотели бы провести всю свою земную жизнь в душевных страданиях даже во имя обещанных им взамен вечных благ, ожидающих их после смерти. Не проглядывается ли здесь некоторое лицемерие? «Пусть меня унизили, предали, обманули, и я теперь страдаю, но мне это нравится, и я хочу страдать, потому что страдание очищает мою душу. Зато там, в вечной жизни, мои обидчики будут мучиться, а моя душа обретет покой и счастье». Французский писатель Франсуа Мориак назвал жажду страдания тем же сладострастием.

Можно ли с уверенностью сказать, что каждый, кто пережил сильные душевные муки, стал более чутким? Что он стал больше сопереживать и сочувствовать людям, чем раньше? Нельзя. Нередко человек после огромных потрясений озлобляется, его душа ожесточается и становится нечувствительной к чужой боли. Он уже никогда не будет прежним. Ему порой кажется, что все забылось, боль ушла, но на самом деле она лишь спряталась глубоко внутри. Случайная встреча, фотография, похожая ситуация могут всколыхнуть воспоминания — и вот он опять в ее власти.

Мало того, что болит душа, еще и организм начинает давать сбой, ведь душевное состояние тесно связано с физическим. Скачет давление, ноет сердце, болит желудок, мучает бессонница, одолела булимия и, как следствие, появился лишний вес или, наоборот, — анорексия, и одежда повисла, как на вешалке. Стало страшно смотреть на себя в зеркало, да и друзья говорят, что краше в гроб кладут. Надо что-то делать, а сил нет — их съела душевная боль.

Вспоминаются детство и мама, дувшая на разбитую коленку и повторявшая: «Потерпи немного, дорогой, сейчас все пройдет!». И боль понемногу уходила. Как было бы хорошо, если можно было бы так же просто прогнать душевную боль.

Что делать и кто виноват?

В своей взрослой жизни на роль утешителей мы выбираем друзей и подруг. Когда возникают проблемы у них, они, в свою очередь, обращаются за душевным участием к нам. Конечно, правильнее было бы обратиться к психотерапевту, но ведь, во-первых, далеко не всем по карману его услуги, во-вторых, найти хорошего психотерапевта непросто и, в-третьих, не все доверяют и могут открыться незнакомому человеку, пусть даже и профессионалу. А друг — всегда рядом. Посидели, поговорили, поплакали — и с души словно камень упал.

Психологи говорят, что главное — не загонять душевную боль внутрь, не подавлять эмоции, а дать им выйти наружу. В противном случае они впоследствии обязательно негативно скажутся на физическом состоянии человека. Образно говоря, не разорвавшаяся и не обезвреженная вовремя бомба рано или поздно все равно рванет.

Человеку, переживающему душевные муки, нужно дать возможность выговориться. В то же время далеко не все люди обладают такой способностью — изливать свою душу, пусть даже и друзьям. Они могут быть общительными и казаться открытыми, производить впечатление, что у них душа нараспашку, но на самом деле скрывать свой внутренний мир от окружающих. И если такой человек предпочитает отмалчиваться на вопрос «Что с тобой происходит?», лучше не лезть ему в душу.

«Выговориться», «проговорить свои проблемы» с близкими или друзьями — некоторые люди предпочитают сдерживать себя, чтобы не воспользоваться этими советами. И действительно, сначала наступает облегчение, которое вскоре сменяется чувством незащищенности, уязвимости, словно ты показал свое слабое место, свою «ахиллесову пяту». Ты начинаешь ощущать некую зависимость от человека, которому ты открылся, который видел тебя в отчаянии и слезах, тебе неприятно, что он стал свидетелем твоей слабости. Теперь ты начинаешь опасаться, чтобы о твоей тайне не узнал еще кто-то. Ну и что, что ты рассказал другу, у него ведь есть и другие друзья.

Возможно, поэтому кое-кто отправляется в церковь. Одни находят утешение в исповеди, другие становятся перед иконой любимого святого и открывают ему свою душу.

Часто такие люди становятся жертвами всевозможных сект, где, как им кажется, «льют бальзам на душу» и «врачуют душу».

Но от душевной боли нет ни лекарств, ни анестезии — ее можно лишь пережить. Легко сказать, но как это сделать? Какие-то темные силы разрушили все то светлое, что было внутри нас, и с этим нужно как-то жить дальше. Мы любили, а к нам охладели, мы поверили, а нас предали, мы понадеялись, а с нами поступили безответственно.

Многие, попавшие в такую ситуацию, начинают винить себя. Они без конца прокручивают в голове ситуацию, чтобы понять, где совершили ошибку, и казнят себя, что поступили так, а не иначе. От этого их душевные муки только усиливаются, ведь они убеждают себя в том, что никто иной, а они сами стали виной своих или чужих несчастий. Такое поведение называется самоедством, самобичеванием, оно ведет к тому, что включается программа на самоуничтожение. «Перестаньте винить себя, — говорят психологи. — Это путь в никуда».

«И это тоже пройдет…», — такая надпись была высечена на кольце царя Соломона. События, послужившие причиной душевной боли, уйдут в прошлое. Боль от утраты близкого человека перестанет быть такой острой. А все остальное можно пережить, особенно если вместо того чтобы концентрироваться на переживаниях, спросить себя: «Чему произошедшее может меня научить?».

И не забываем дарить тепло тем, кто рядом с нами, кто переживал за нас и кому мы по-прежнему дороги.

Понять, что у другого человека болит душа может только тот, кому самому несладко… А счастливый человек этого не видит, ему все кажутся счастливыми.

Творческие люди и люди, которые смотрят на жизнь философски, относятся к душевным страданиям и мукам как к чему-то неизбежному и необходимому. Тот же Ф. Достоевский писал: «Страдания и есть жизнь. Без страдания какое было бы в ней удовольствие: все обратилось бы в один бесконечный молебен: оно свято, но скучновато».

Французский философ и лингвист Пьер Буаст сделал вывод: «Кто не умеет страдать, тот не умеет и жить». А русский философ В. Розанов признавался: «Болит душа, болит душа, болит душа… И что делать с этой болью, — я не знаю. Но только при этой боли я согласен жить… Это есть самое дорогое мне и во мне».

Если бы люди не переживали измен, они бы не ценили верность, если бы они не знали, что такое утрата, — не ценили бы жизнь, если бы не знали предательства, — не ценили бы дружбу. Немецкий философ Иммануил Кант рассматривал страдание как стимул к действию, благодаря которому человечество неизбежно движется к лучшему.

«Страдания — наша тяжелая плата за все, что есть ценного в жизни, — за силу, за мудрость, за любовь», — эти слова принадлежат индийскому писателю Рабиндранату Тагору.