Как выбрать лучшую франшизу для своего бизнеса

Как выбрать лучшую франшизу для своего бизнеса

Покупка франшизы – один из самых надежных вариантов развития бизнеса. В первую очередь из-за того, что это один из немногих форматов деловых отношений, где выгоду получают сразу обе стороны: франчайзер и франчайзи.

Для первого франчайзинг – это получение стабильной дополнительной прибыли, расширение собственной сети и дополнительная реклама бренда. Для второго – возможность начать бизнес, значительно сократив риски, и полностью избавить себя от необходимости разработки бизнес-плана, получив уже готовый и проверенный проект.

Как определить лучшую франшизу

Сразу стоит оговориться, что определить самую лучшую франшизу невозможно. Окажется ли она в итоге таковой – напрямую зависит от предпринимателя. Потому что даже самая хорошая и перспективная франшиза в руках неопытного франчайзи может оказаться совершенно пустой, напрасной тратой времени и вложенных средств. Однако, если человек имеет не только желание заняться бизнесом, но и представление о том, как им управлять, то для заключения удачного договора о франчайзинге следует ориентироваться на несколько факторов.

Известность бренда

Это самый очевидный фактор при выборе франшизы. Именитые торговые марки на слуху у всех. Известность бренда значительно сокращает возможные затраты на маркетинг, увеличивает доверие клиентов. Главная сложность заключается в том, что на сотрудничество с брендом такого уровня у инвестора может просто не хватить средств, или сам он не будет отвечать некоторым критериям франчайзера.

Например, его сочтут не достаточно хорошим управленцем, изучив опыт прошлых бизнес-проектов. Чем известнее франчайзер, чем более раскручен его бренд, тем с большим пиететом он подходит к выбору партнеров. Потерять репутацию на пустом месте не хочет никто. Для франчайзера важно наладить многолетние отношения. Это благоприятно отражается на всей сфере франчайзинга в целом, увеличивая процент надежности такого способа ведения бизнеса.

Первоначальные затраты

Первоначальные затраты на покупку франшизы могут варьироваться от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Существуют также платежи роялти – выплаты, производимые предприятием, открытым по франшизе. Для многих компаний одним из условий заключения подобного договора является наличие у инвестора помещения, так что отдельные средства нужны на аренду, строительство помещения или ремонт.

А еще на покупку необходимого оборудования и инвентаря, если предоставление последнего не оговорено в договоре с франчайзером, печать рекламных материалов, оплату рекламного эфира в СМИ. Чем подробнее расписан бизнес-проект, чем больше «мелочей» в нем учтено, тем большие первоначальные вложения от франчайзи потребуются. С другой стороны, это, скорее всего, обезопасит от «непредвиденных расходов».

Зависимость от франчайзера

Полную свободу действий инвестору не предоставляет ни один франчайзер. Но договоры различаются по степени регламентированности. К примеру, в договоре франчайзинга ресторана «McDonald’s» прописаны даже такие детали, как размер столов и цветовая гамма помещения.

Некоторые франчайзеры позволяют своим партнерам большую часть организационных вопросов решать самостоятельно. Но работа в рамках сложившейся системы, которую нельзя менять никаким существенным образом, подходит далеко не для всех предпринимателей. Тем, у кого исполнительность выше потребности проявлять личную инициативу во всем, франчайзинг, как модель бизнеса, подходит идеально.

Какую франшизу выбрать?

Франчайзинг появился в России чуть больше пятнадцати лет назад, и к началу 2000 года в стране работало уже около четырехсот пятидесяти фирм-франчайзеров. Бизнес-сфер, в которых он распространен, достаточно много. Это и развлечения, и недвижимость, и медицинские услуги, фитнес. Начинающему предпринимателю лучше обратить внимание и вложить деньги в ту сферу, которая уже достаточно популярна, ведь задать высокий спрос на новую услугу под силу далеко не каждому.

Франшиза ресторана

Ресторанный бизнес в России процветал и будет процветать за счет особенностей менталитета и образа жизни части населения. При этом он почти равноценно существует в трех видах: фаст-фуд, кафе средней ценовой категории и дорогие рестораны. Везде своя постоянная клиентура, так называемое «ядро аудитории».

Самыми известными компаниями, работающими в России по франшизе, являются «МсDonald’s», «Ростикс KFC», «Subway», «Баскин Роббинс» и ряд других. Покупка одной из этих франшиз является почти стопроцентной гарантией успеха, однако первоначальные вложения и необходимые оборотные средства исчисляются десятками миллионов рублей. Есть перспективные варианты и в другом ценовом сегменте. Например, покупка франшизы сети кофеен «Шоколадница» – обойдется в 80 000 тысяч долларов. Франшиза сети трактиров «Елки-Палки» стоит от 10 000 000 рублей.

Франшиза магазина одежды

Пожалуй, это одна из немногих сфер, где покупка франшизы совершенно нового для России бренда может полностью окупиться. Но в том случае, если он хорошо известен на Западе, где была проведена широкая рекламная компания. Как и произошло со шведской сетью магазинов «H&M», франшиза которой стоит около 200 000 тысяч евро. Она завоевала огромную популярность в России чуть ли не в первые полгода после открытия первых магазинов.

Также можно приобрести франшизы следующих сетей: «Savage» – стоимость начинается от 3 500 000 рублей, «Tom Tailor» – от 100 000 евро, «Oasis» – от 9 000 000 рублей.

Франшиза фитнес-клуба

Рынок фитнес-услуг не так хорошо развит в России как две упомянутые выше сферы. И это огромный плюс для франчайзера. Фитнес имеет несколько важных преимуществ: очень большой потенциал роста за счет долговременного спроса и отсутствие жесткой конкуренции. Пока еще практически каждый новый фитнес-клуб находит свою постоянную аудиторию.

Количество людей, увлекающихся фитнесом, с каждым годом растет. При этом большинство российских фитнес-клубов далеки от соответствия западным стандартам. Клубов с правильным соотношением цены и качества недостает. Отсутствие опыта в этой индустрии не станет проблемой для франчайзера, если предприниматель решил не начинать новый бизнес с нуля, а приобрести готовую франшизу.

Самой перспективной сейчас является франшиза американской сети известных фитнес-клубов – «Gold’s Gym», у которой открыто семьсот франшизных предприятий по всему миру. Франшиза обойдется минимум в 1 500 000 рублей. Но на российском рынке эта цена является одной из самых низких в данном сегменте. И это за известный во всем мире бренд.

Определившись с выбором франшизы, самое время позвать на помощь проверенного юриста, чтобы тот тщательно изучил заключаемый договор, чтобы узнать условия, на которых придется работать. Даже в таком перспективном деле, как франчайзинг, не будет лишним подстраховаться, чтобы еще раз убедиться в правильности выбора.