Как выбрать франшизу для бизнеса

Как открыть бизнес по франшизе и не прогореть

Сегодня на рынке представлено более 1500 федеральных компаний, которые развиваются по модели франчайзинга. Среди них есть и хорошие и плохие франшизы, есть успешные и не успешные. У одних 50% франчайзи закрываются через год после открытия, у других закрываются 20%, а у третьих только 2%.

Стоит ли опираться на эти цифры при выборе франшизы или полагаться на свою интуицию и предпринимательский опыт. Чтобы помочь начинающим и серийным предпринимателям, которые рассматривают бизнес по франшизе, разобраться в этих вопросах мы решили написать эту статью.

Прежде всего, если вы рассматриваете бизнес по франшизе и не хотите закрыть его через месяц или через год после открытия, а сделать так, чтобы он приносил стабильный ежемесячный доход, тот который обещает франчайзер, нужно правильно выбирать франшизу.

Не верьте в то, что говорят вам франчайзеры

На рынке много франчайзеров, которые стараются «впарить» поскорее свою франшизу и получить паушальный взнос. Не стоит доверять красивым картинкам, презентациям, навязываемым вам отзывам и привлекательным таблицам расчетов в бизнес планах, которые присылают вам франчайзеры.

Это конечно не стоит оставлять без внимания, но полагаться только на эту «обертку» это заведомо огромные риски. Чтобы точно убедиться в том, будет ли та или иная франшиза успешна, найдите контактные данные действующих франчайзи (причем лучше если вы сами их найдете, а не франчайзер вам их предоставит), созвонитесь с ними и задайте им вопрос «а так ли на самом деле все, как рассказывает франчайзер в своих презентациях и на своем сайте?».

Сколько на самом деле зарабатывают действующие франчайзи

Чтобы наиболее объективно понять какой доход и за какой период времени вы будете получать после того, как купите франшизу, оптимальнее всего прозвони 10–20 действующих франчайзи и спросить у них, какой доход получают они сейчас, и какой получали через месяц – два после открытия.

На основании этой информации у вас появится среднестатистическое число, это и будет та сумма доходов, на которую вы можете рассчитывать.

Большинство франчайзеров не врут о доходах франчайзи в своих презентациях, но очень многие намеренно используют наиболее выигрышные цифры. К примеру у самого лучшего франчайзи ежемесячный доход 600 000 рублей в месяц, и чтобы показать этот результат франчайзер берет эту цифру и выставляет, как тот результат, который вы можете ожидать при покупке его франшизы.

По факту же получается так, что этот лучший франчайзи может использовать в своей работе какие-либо дополнительные ресурсы, скидки на рекламу, бесплатный канал трафика, который есть только у него или просто свой 30 летний предпринимательский опыт, которого у вас может не быть.

А что делать, если у франчайзера еще нет франчайзи, но формат его бизнеса вам интересен?

Если это так, то анализируйте работу действующих торговых точек франчайзера. Т. е. вам нужно досконально проанализировать то, как сам франчайзер работает по своей франшизе. Все ли из того, что он делает и что определяет его успех он вам предоставит в рамках франшизы или только часть этого. Это важно!

Кстати бывают ситуации, когда франчайзер продает франшизу, но ни действующих франчайзи, ни собственной торговой точки у него нет. Если это так – забудьте об этой франшизе! Это «кидалово»!

Все эти факторы нужно учитывать, поэтому для определения наиболее объективной планки доходов, которые вы можете ожидать от работы по той или иной франшизе, опрашивайте действующих франчайзи о том, сколько зарабатывают они.

Еще один момент, который очень важен при покупке франшизы это открытость владельца франшизы. Он однозначно должен быть открыт к общению с потенциальными франчайзи. Если владелец франшизы всячески прячется, под предлогом, что для работы с франчайзи есть специальный человек, директор по франчайзингу или что владелец где-нибудь за границей и т. д., все это для вас должно быть «тревожным звонком», который говорит о потенциально рискованной франшизе.

Даже владельцы самых крупных франчайзинговых сетей всегда общаются со своими потенциальными франчайзи.

Кстати, не забудьте спросить у действующих франчайзи, как давно они общались с владельцем франшизы. Наиболее продвинутые франчайзеры постоянно взаимодействуют и поддерживают связь и личное общение с действующими франчайзи. Беспокоятся об их результатах и постоянно помогают и развивают их.

Бывает так, что франчайзер общается с потенциальными франчайзи только на этапе заключения сделки, а потом тщательно скрывается поскольку не знает, как ответить на множество вопросов и обращений с теми или иными проблемами от действующих франчайзи. Это не добрый знак.

Еще один фактор, который нужно обязательно принимать во внимание — это работа действующей торговой точки

Т. е. к примеру, вы хотите купить франшизу кофейни. Обязательно найдите ближайшую кофейню, работающую по этой франшизе вблизи вашего города и придите туда под видом клиента. Посмотрите на качество обслуживания, качество кухни, качество работы персонала, улыбается ли персонал и на сколько грамотно и доброжелательно общается и т. д. Посчитайте примерный размер «среднего чека», обратите внимание на номер вашего чека и «прикиньте» примерный доход от этой кофейни за день.

После этого можно позвать директора и пообщаться лично с ним с «глазу на глаз» о качестве этой франшизе и о том доволен ли он этим бизнесом и поддержкой франчайзера. Еще хорошо бы съездить на точку к владельцу франшизы и посмотреть, как работают они. Это предоставит вам однозначно больше информации для принятия решения.

Часто франчайзеры при общении с потенциальными франчайзи говорят о том, что «мы этого не можем вам сказать или предоставить т. к. это наше «ноухау». Честно говоря, это просто «отмазка». Никому не хочется покупать «кота в мешке». Если франчайзер говорит о каком-то «ноу хау», и предоставляет это как причину для не предоставления вам какой-либо информации о франшизе. Лучше всего бегите от этого франчайзера.

Любой хороший франчайзер знает, что волнует покупателей его франшизы, и уже давно позаботился о том, чтобы дать возможность продемонстрировать все особенности своего бизнеса в действии.

Лучше всего, когда франчайзер открывает свою финансовую информацию и наглядно в CRM системе или даже в «клиент банке» показывает финансовые потоки своих торговых точек.

Это и убедительно и честно и наглядно. Вопросов после такой демонстрации у вас лишних уже не будет. Вы будете располагать самой точной информации о том, успешен ли франчайзер или его слова это только обертка. Естественно, что если франчайзеру есть что скрывать, он будет старательно это делать.

Поэтому, в каком-то отношении вам нужно быть параноиком. Т. е. допытывать от франчайзера и действующих франчайзи ту информацию, которую вам не предоставляют. Всеми возможными и не возможными способами. Это как-никак ваш будущий бизнес и ваши инвестиции, которые могут либо быть преумножены, если вы сделаете правильный выбор, либо уйдут в никуда.

И, пожалуй, главный фактор, который нужно учитывать при принятии решения о покупке франшизы – это любовь

Что это значит? Это значит, что вам нужно увидеть, заметить, что те люди, которые сейчас занимаются этим бизнесом действительно любят то, что они делают. Что они не просто продают франшизы, а они любят и тот бизнес, которым они занимаются. Как они к нему относятся, как они относятся к сотрудникам, как сотрудники относятся к ним, как они общаются с клиентами, друг с другом, и т. д.

Если вы видите в компании франчайзера много негатива, если сам владелец франшизы не улыбается, злится, оскорбляется вашими вопросами и пытается манипулировать, бегите от такого франчайзера. В успешной компании, успех чувствуется во всем.