Почему демпинг — дорога в никуда, и как с нее сойти

Почему демпинг — дорога в никуда, и как с нее сойти

Демпинг в бизнесе больше не работает — это подтверждает опыт наших коллег и анализ собственных ошибок. Избежать ценовой войны или выйти из нее победителем возможно с помощью грамотной тактики. 

Заработать быстро и много хочет большинство, а просчитать при этом риски и определить будущее компании — единицы. Демпинг больше не работает — это подтверждает опыт наших коллег и анализ собственных ошибок. Как избежать ценовой войны, и возможно ли выйти из нее победителем?

Что говорит теория

Демпинг (от англ. dumping — сброс) — искусственное занижение стоимости товаров и услуг. Цели могут быть разными: укрепить позиции на рынке, расширить сеть сбыта, вытеснить конкурентов. Это распространенный инструмент конкуренции, которым не пренебрегают не только новички, но и старые участники рынка. Но правильно ли делают?

Демпинг сегодня — уже не просто умышленное снижение цен. Это преступление против своего же бизнеса. Какую бы низкую стоимость вы не установили, всегда найдется тот, кто предложит дешевле.

Стоит отметить, демпинг тесно связан с понятием ценовой конкуренции. Поэтому не любое снижение стоимости является демпингом. Если новые, низкие цены выведены за счет понижения издержек производства и продаж, вписаны в маркетинговый план и обоснованы, риски просчитаны, это не демпинг рынка, а здоровая конкуренция. Что в наше время редкость.

Что показывает практика

По информации «сверху», кризис закончился, и страна перешла к экономическому росту! Но бизнес понимает, что не все так просто. Покупательская способность граждан продолжает снижаться, до бурного развития 2008-2012 годов нам еще далеко, и приходится вступать в схватку за каждого покупателя. В условиях жесткой конкуренции, казалось бы, все очевидно: снизь цену до минимальной — и покупатели набегут. Но мы попробуем обойти эту ловушку.

«Нам приходится демпинговать, кризис же, конкуренция», — вот что говорят не только новички, но и матерые представители рынка. А кризис — в головах. Так, на Западе продавец доносит до клиента преимущества своего продукта, а в России покупателю дают прайс, мол, пусть сам решает. Тот сравнивает цены и выбирает дешевле на пару рублей. Зачем покупать дороже, когда нет обоснования стоимости? Фирма радуется — у нас купили! Но эйфория проходит быстро. Продажи есть, а прибыли нет.

Проблема в том, что малый и средний бизнес не уделяет достаточно времени и денег маркетингу. Низкая цена — давно не аргумент. Если компания снижает стоимость, значит, на чём-то экономит. Чаще — на качестве услуг, т.е. на своем клиенте. Мотив «мы официальные поставщики» — тоже мимо. Конкуренты вряд ли продают контрабанду. Банально, но у многих компаний нет привлекательных коммерческих предложений, уникального торгового предложения и даже баз клиентов, потому что кроме экстремально низкой цены им больше нечего предложить.

Дорога в никуда

Любой демпинг опасен для всего рынка. Один демпингует, другой снижает закупочную стоимость и продает еще дешевле, третий вовсе перестает заботиться о качестве и сервисе. Мгновенного заработка не получается, и фирмы попадают в замкнутый круг.

Мы на рынке автозапчастей уже более 10 лет, и регулярно видим «эффект» демпинга у коллег и конкурентов. Из-за низкой рентабельности дилерская сеть сокращается. Сначала закрываются монобрендовые магазины и компании, продающие товары одной марки. Далее производитель перестает контролировать ситуацию, и продукт обесценивается.

Другие производители пытаются бороться с демпингом, постоянно отслеживая снижение цен на рынке. Менеджеры отправляют продавцам прайсы с минимальной (рекомендованной) розничной стоимостью, которой магазины обязаны придерживаться. Затем они вручную мониторят цены, выявляют нарушителей и проводят разъяснительную работу. Это долго, это отнимает рабочее время, а результативность таких мероприятий равна 20-30%.

Что делать, если у конкурентов ценник ниже среднего?

Успешный бизнес должен уметь продавать дорого. Если ваш продукт качественный, предлагаемая на него цена обоснована и конкурентоспособна, а планы акционеров и руководства компании долгосрочны (предполагают развитие и получение прибыли), то демпинг здесь — последнее мероприятие, которое стоит проводить.

Каким образом продавать по высокому ценнику — задача маркетологов, коммерческого отдела и руководства компании. Подходы, которые мы предлагаем ниже, позволяют удержать прочные позиции в нише даже с непредсказуемыми ценами.

По какой системе работаем мы:

  1. Планируем и реализовываем акции (что есть здоровая ценовая конкуренция, а не демпинг), запускаем долгосрочные программы, предполагающие определенную «зависимость» клиента от сотрудничества с нами.
  2. Избавляемся от клиентов с низкой или отрицательной рентабельностью.
  3. Внедряем «пакетные» предложения с дополнительными услугами к поставляемой продукции, не сосредотачивая все внимание на цене. Она не должны быть ниже, чем у всех. Она должна быть именно такой, какую клиент готов заплатить.
  4. Тщательно продуманные «игры» с ценой возможны, но они должны проходить именно по вашему сценарию. Это может быть краткосрочная «атака» на конкурирующую фирму, освобождение складских площадей и распродажа неликвидных (мало оборачиваемых) позиций в том случае, когда прогнозируемые расходы на то и другое превышают убытки от снижения торговой наценки.
  5. Обычно снижение цен инициируют продавцы — им проще продавать продукцию по более низким ценам. Как говорят у нас в компании: «Плохой менеджер работает только с ценой». Здесь важно выстроить взаимодействие продающего звена с руководством коммерческого отдела, дабы отделять «зерна от плевел»: своевременно реагировать на изменения рынка, оставаясь конкурентоспособными, и фильтровать желание менеджеров всем продать подешевле.
  6. Высший пилотаж — привлечь внимание к сильным сторонам продукта и ценности бренда, подготовив клиентов к высокой стоимости. Поэтому работайте над качеством УТП.
  7. Если ваш клиент решает уйти к конкуренту за «антикризисным предложением», попросите поделиться секретом низкого ценника. Когда рыночный игрок вдруг начинает продавать слишком дешево — это подозрительно. Нелишним будет предупредить клиента о возможных рисках потери денег и времени, а в случае с нашим бизнесом — автозапчастями — нервов, здоровья и жизни.
  8. Старайтесь реагировать на демпингущих конкурентов спокойно. Выясняйте причину низкого ценового предложения. Знания позволят вам прогнозировать дальнейшее развитие событий. Если позиции на рынке лидирующие, клиент понимает ценность продукта, уверен в качестве и лоялен, ваша выручка не пострадает. Возможно, упадет объем продаж, т.к. некоторые клиенты пойдут к конкуренту за ценой пониже. Но сколько таким образом он продержится — лишь вопрос времени.

Какие риски несет в себе демпинг?

  1. Особенно актуально для новичков — имейте ввиду, что обвал цен не приносит особого эффекта. Поток покупателей не настроите за счет кратковременного результата, рынок не захватите, а зарабатывать будете копейки, что не позволит развиваться дальше. Поэтому ставьте цены очень близкие к средним на рынке, а если у вас хорошее качество товара и обслуживания, то и выше, чем средние по городу.
  2. Предположим, покупательская способность повысилась, и можно возвращаться к нормальным рыночным ценам. Но клиенты вряд ли разделят ваш энтузиазм. Еще хуже, если в договоре обнаружились условия с определенными сроками по пересмотру цен, и этот срок еще не наступил. Таким образом компания становится жертвой собственных антикризисных мер.
  3. Демпинг и качество — вещи несопоставимые в 90% случаев. Даже если вы не хотите умышленно портить сервис, нехватка средств сделает это за вас. В результате рано или поздно рухнет не только репутация фирмы. Простой пример: в городе-миллионнике фирма «А» продает товар по 500 рублей. Фирма «Б» решает посоперничать и устанавливает цену 150 рублей (и, конечно, ничего не зарабатывает). Фирме «Б» приходится экономить на персонале, нанимая низкоквалифицированных менеджеров, закупать товар плохого качества (зато дешевле). В итоге, сначала наблюдается отток клиентуры, а потом и общее разочарование потенциальных клиентов. Иногда, чтобы восстановить свое положение, требуется не один год.
  4. Если вы принимаете решение демпинговать, учтите — работать придется в 4-5 раз больше. При этом готовьтесь к чрезмерным требованиям со стороны клиентов. Есть такое наблюдение: чем меньше человек платит, тем крепче хочет усесться на шее продавца.

Подведем итоги, наглядно определив плюсы и минусы демпинга

Демпинг для бизнеса

ПлюсыМинусы
В демпинг не нужно вкладываться финансовоПоказатели деятельности компании падают — сокращается доходность, рентабельность
Краткосрочный эффект от внедрения на рынок и продвижения даже при наличии сильных конкурентовПри переходе к рыночным тарифам уйдет 70-80% привлеченных клиентов
 Профессиональный рынок негативно реагирует на демпингующую компанию
 Риск потерять покупателей из-за снижения качества продукта
 Риск потери репутации. Потребители, придерживающиеся формулы «цена = качество», могут негативно отнестись к продукту и компании

Демпинг для покупателей

ПлюсыМинусы
Предполагаемая экономияРиск получить некачественный продукт или обслуживание
 Вероятность последующего значительного поднятия цен, что сводит на нет экономию

Как мы видим, страдают все.

Ряд малых и средних компании уже всерьез начал перестраивать систему работы, чтобы повернуться лицом к клиенту. Тем, кто пока не пришел к такому решению, скоро придется задуматься, что дальнейший демпинг может привести к потере бизнеса из-за нерентабельности.

Поэтому, прежде чем понизить ценовую планку до критического минимума, задайте вопрос: Зачем отбирать у себя прибыль?