Как адаптироваться в новом коллективе

Как адаптироваться в новом коллективе

Даже общительному и неконфликтному человеку часто бывает довольно непросто осмотреться и адаптироваться в новом коллективе. Вполне может быть, что атмосфера, в целом, довольно дружелюбная.

Но непросто придется новичку, если коллектив разбит на отдельные группировки, которые периодически устраивают сражения между собой. Как правило, новый член коллектива планирует зарекомендовать себя с хорошей стороны перед начальством, стремясь показать всю свою работоспособность и умения, а так же наладить хорошие отношения с новым коллективом.

Советы

Поэтому новичку не помешает иметь некоторые знания о том, как вести себя на первых порах, на что обратить внимание, чтобы пройти своеобразную «проверку на прочность» со стороны новых коллег.

1. Прежде всего, помните, что вы пришли на новое место для того, чтобы работать, а не участвовать в различных дрязгах и сплетнях. Покажите, что вас в первую очередь интересуют успехи фирмы и производственные дела.

Будьте плохим собеседником для сплетников: переводите разговор на другую тему или молчите. Если сплетни касаются вас, сведите к минимуму общение с этим человеком, постарайтесь сохранять спокойствие и внешнюю приветливость – пусть все плохое будет на его совести.

2. Вы должны четко знать свой круг обязанностей. Обратитесь за этим к кадровику или непосредственно к своему начальству. Они либо сами проинформируют вас, либо укажут, к кому подойти с этим вопросом.

Если вы рассчитываете удержаться на данном рабочем месте во что бы то ни стало или хотите получить опыт работы по смежной специальности и готовы ради этого выполнять обязанности за своих коллег, помните, что зарплату вы будете получать только свою. Но вот коллеги, скорее всего, в накладе перед вами не останутся.

Но учтите, что ваши обязанности остаются по-прежнему на ваших плечах, и их невыполнение не приветствуется. Если ваши новые коллеги будут удивлены вашими вопросами об обязанностях, ответьте, что это вам необходимо, поскольку вы пунктуальный человек, серьезно относящийся к работе.

3. Прежде чем давать какие-либо советы коллегам, новичку необходимо особенно внимательно наблюдать за жизнью в коллективе, чтобы разобраться во всех его «подводных» течениях. Выясните, кто является неформальным лидером, структуру организации, насколько в новом коллективе соблюдают дисциплину и дистанцию с начальством, как обычно ведут себя ваши коллеги в различных ситуациях, их интересы и род занятий.

Не делайте выводы, основываясь на первых впечатлениях – они часто бывают обманчивы. Общеизвестно, что начальник не всегда является лидером, что если кто-то покажется вам глупцом – это не всегда правда, и вполне может быть, что рядовой бухгалтер на самом деле – жена хозяина вашей фирмы. Помните, что практически в каждом коллективе есть свои короли и шуты, а так же «мальчики для битья».

4. Помните пословицу: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Даже если вам покажется, что на предыдущем месте работы правила в коллективе были лучше, менять их вам можно будет только когда вы станете на сто процентов своим.

5. Не бойтесь показаться некомпетентным, задавая вопросы по работе. Если это делается спокойно и к месту, то будет свидетельствовать о вашей заинтересованности в работе. При этом помните, что вашим коллегам не платят за ваше консультирование, и не задавайте чересчур много вопросов. Но все же лучше спросить или уточнить, чем сделать неправильно: в этом случае вашу работу придется переделывать другим.

Присмотритесь заранее, к кому стоит подходить с вопросами, а к кому – нет. Кто-то с удовольствием вас проконсультирует, а кто-то останется недовольным. В таком случае, скажите, что, поскольку на вашей бывшей работе этот вопрос решали немного не так, вы хотите попросить совета у более опытного специалиста. Не стоит отвлекать коллег вопросами во время авралов, вызывая негативную реакцию, лучше все выяснить заранее.

6. К сожалению, бывает так, что коллектив разбит на противоборствующие группы. В таком случае соблюдайте нейтралитет до тех пор, пока не узнаете, где сокрыт корень раздора. Ни в коем случае не перебегайте из одной группы в другую: в итоге вас не только не будет уважать ни одна сторона, но вы рискуете оказаться ввязанным в весьма неприятную игру, о существовании которой даже не подозреваете.

7. Не стоит начинать свое знакомство с коллегами с критики. Чтобы сориентироваться в этом направлении, дайте высказать свое мнение более опытным сотрудникам, а со своими замечаниями подождите хотя бы до того времени, пока пройдет испытательный срок.

8. Ни в коем случае не противопоставляйте себя коллективу, даже если думаете, что правы именно вы. Не отделяйтесь от коллег, присмотритесь к ним в неформальной обстановке, поучаствовав в корпоративах. Подберите повод, чтобы угостить своих сослуживцев, например, отметьте свою первую зарплату, купив напитки или десерт. Только это не должно быть похожим на заискивание, поэтому не переборщите. И помните: в такой неформальной обстановке не только вы оцениваете, но и вас тоже оценивают.

9. Не стоит создавать себе проблемы своими же руками: новичку нельзя грубить, опаздывать и сплетничать. Любой неверный поступок или неосторожно сказанное слово для новичка может вызвать цепную реакцию поиска недостатков во всех его начинаниях.

10. В первые месяцы работы, а, тем более, во время испытательного срока, по возможности, не стоит отпрашиваться с работы и брать больничный. Вы рискуете вновь проходить испытательный срок, но уже на новом месте.

11. Помните о том, что коллег с проблемами, особенно новых, не всегда приветствуют в коллективе. Это же относится и к вашему начальству. Поэтому не спешите делиться с коллегами, если вы поругались с супругом, или если у вас болеет кто-либо из членов семьи, а ребенок не блещет успехами в школе.

Если другие сотрудники проявляют к вам сочувствие и готовы в связи с этим простить вам промахи в работе – это, скорее всего, исключение из правил. Вашим коллегам требуется время, чтобы настроиться на сочувствие. В основном же, от таких новых сотрудников стараются избавиться.

12. Не будьте загадкой для своих новых коллег. Вполне может быть, что кто-то опасается, что вы намереваетесь занять его теплое место, или что вы можете сказать что-либо лишнее начальству, общим знакомым. Развейте сомнения коллег, показав, что вы никому не хотите зла и не собираетесь учить жизни или ставить на место.

13. Не стремитесь показать свое превосходство перед коллегами. Они, как правило, ценят тех, кто поддерживает «чувство локтя», и не любят выскочек. Помните, что поначалу вы во многом зависите от коллег. В ответ на ваши действия они могут создать вам весьма недоброжелательную обстановку. Начальству же легче будет расстаться с одним проблемным новичком, даже очень умным и талантливым, чем допустить сбой в работе слаженного коллектива.

Помните, что, работая в коллективе, вам необходимо считаться с мнением остальных. Сохраняйте нейтральные приветливые отношения. Это поможет вам достаточно безболезненно освоиться на новом рабочем месте.