Как стать пунктуальным человеком

Как стать пунктуальным человеком

Под пунктуальностью обычно подразумевают черту характера, благодаря которой человек всегда и всюду приходит вовремя, никогда и никого не заставляет себя ждать. Но понятие пунктуальности гораздо шире. Пунктуальный человек не только уважает чужое время, он еще и необыкновенно ответственный: держит слово, помнит о своих обещаниях и обязательствах и исполняет их точно в назначенный срок.

Все мы любим иметь дело с людьми пунктуальными и возмущаемся, когда нас подводят. Но так ли мы придирчивы по отношению к самим себе? Мы опаздываем, разбрасываемся словами, обещая и не выполняя обещанное. При этом даже не считаем себя виноватыми и обижаемся, если нам высказывают недовольство. Подумаешь, немного опоздали, но ведь у нас были на то причины! Или не сделали, когда обещали, — да мы вообще ничего никому не должны!

И если в личных отношениях необязательный, безответственный и непунктуальный человек еще как-то может выкрутиться и заслужить прощение, то работодатели к таким людям относятся резко негативно. Им не дают серьезных поручений, потому что на них невозможно положиться, а значит, ответственная должность и карьерный рост им не светят. При хронической непунктуальности их просто увольняют.

Любое, вольное или невольное, опоздание кого-то на деловую встречу расценивается ее участниками как оскорбление. Заставлять себя ждать людей, чье время расписано по минутам, допустимо максимум 15 минут. Опоздавший на больший срок рискует навлечь на себя неприятности и утратить доверие, ведь таким образом он демонстрирует неуважение к собравшимся. Любопытно, что особенно негативно относятся к непунктуальности в европейских странах и в Северной Америке. В странах же, где исповедуют ислам, а также, например, в Латинской Америке, Испании к течению времени относятся более философски, поэтому не судят строго даже тех, кто позволил себе опоздать эдак минут на сорок.

Люди, ценящие время и деньги, свое отношение к пунктуальности выражают так: «Пунктуальность — одно из главных деловых качеств и один из главных принципов бизнеса. Всегда требуйте ее от подчиненных». Среди людей бизнеса опоздание — один из самых тяжких грехов.

И лишь творческие натуры позволяют себе обращаться с пунктуальностью фамильярно. По словам английского писателя Ивлина Во, «Пунктуальность — это вежливость зануд». «Пунктуальность — это вор времени», писал Оскар Уайльд.

Но как бы кто ни относился к этой самой пунктуальности, все же отсутствие в людях этой черты характера заставляет других сильно нервничать. «Непунктуальность — это вежливость разгильдяев», заметил кто-то из великих, и с этими словами трудно не согласиться.

Что же в таком случае мешает людям быть собранными, пунктуальными и ответственными

Зная причины, проще бороться с любым недостатком, усложняющим нашу жизнь. И главная из них — это несобранность. Человек не умеет управлять собой. Он откладывает все дела на потом, волынит, бездельничает, ленится, валяет дурака — занимается прокрастинацией. «Впереди вагон времени», — говорит он себе и спохватывается, когда оно уже поджимает. В результате ему приходится жертвовать каким-то делом или какой-то встречей, он лжет, выкручивается и со временем заслуженно зарабатывает репутацию человека, с которым лучше не связываться.

Некоторые люди опаздывают потому, что они не способны чувствовать время: им кажется, что прошло минут 15, на самом же деле полчаса как ни бывало. Особенно часто это происходит, когда они «на минуточку» зависают в соцсетях.

Можно сказать, что хронические опоздания — это привычка. Мы так и характеризуем кого-то: «Ему свойственна привычка опаздывать». Это не врожденное качество, с которым невозможно ничего сделать — против генов не пойдешь. Если родители непунктуальны, несобранны, то и ребенок, глядя на них, вырастет таким же. Как гласит английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

Но если непунктуальность — это вредная привычка, то, как и с каждой привычкой, с ней можно работать, чтобы от нее избавиться.

У непунктуальности есть и другие причины. Например, нелюбимая работа, нежелательная встреча, тоскливое мероприятие. Ну так не хочется идти, что на уровне подсознания мы стараемся всячески отдалить неприятный момент: до последнего залеживаемся в постели, отвлекаемся на необязательные дела и, по сути, делаем все, чтобы опоздать.

Есть категория людей, опаздывающих вполнесознательно. Опоздать, чтобы привлечь к себе как можно больше внимания, любят некоторые женщины. Им неинтересно прийти в числе первых, ведь тогда они могут остаться почти не замеченными. Зато эффектно появиться, когда уже все в сборе, — в их стиле. Теперь взгляды присутствующих будут направлены только на них, и им остается лишь выгодно себя преподнести и успевать принимать комплименты.

К опозданию нередко прибегают и манипуляторы. Их цель — заставить себя ждать, чтобы затем поторговаться и быстрее добиться желаемого. Опозданием они подчеркивают свою значимость, показывают, что собственные интересы для них важнее интересов ожидающих. Причем другая сторона прекрасно понимает, что ею пытаются манипулировать, но старается соблюдать правила приличия и не высказывать прямых претензий, чтобы не обострять отношений. Однако тягостное длительное ожидание выматывает кого угодно, и люди нередко сдаются и идут на те уступки, которых не сделали бы раньше, чего и добивался манипулятор.

Но вот мы осознали, что непунктуальность мешает нам жить: друзья обижаются, на работе неприятности — и хотим избавиться от этой вредной привычки.

С чего начать

С тайм-менеджмента, с умения планировать и управлять своим временем.

Во-первых, лечь спать нужно рано, чтобы утром не возникало желания поспать еще пять минут, которые имеют свойство растягиваться как минимум на полчаса, и тогда опоздания не миновать.

Во-вторых, с вечера готовим все необходимое на завтра: сумку, еду, одежду. Тогда вероятность того, что мы соберемся вовремя и ничего не забудем, намного увеличивается.

В-третьих, одну большую задачу, такую как утренние сборы, разбиваем на несколько мелких и просчитываем, сколько времени уходит на выполнение каждой. Например, 40 минут на легкую зарядку, душ, прическу, макияж, 15 минут на прогулку с собакой, 15 минут на завтрак, еще 15 на сборы плюс час на дорогу в офис, 15 минут про запас. Если на работу нужно явиться к 9 утра, то встать следует не позднее семи. Не забываем себя контролировать и поглядывать на часы, проверяя, не отклонились ли мы от графика.

Вроде бы все просто, но на деле оказывается, что соблюдать эти правила получается далеко не у всех. Сколько раз мы говорили себе, что сегодня наконец-то обязательно ляжем спать не позднее 10 вечера, затем смотрели на часы и обнаруживали, что уже полночь!

Любителям опаздывать предлагают и такой совет: перевести стрелки часов на несколько минут вперед. Но такой метод сработает, если это сделает кто-то другой, причем лишь один раз. В дальнейшем человек будет дезориентирован и сбит с толку, не зная точно, сколько времени у него в запасе.

Некоторые работодатели «помогают» своим сотрудникам не опаздывать. И надо сказать, что их меры очень эффективны. Например, опоздавших сотрудников штрафуют, причем с каждой минутой опоздания сумма штрафа увеличивается.

Еще один стимул заставить работников приходить на работу несколько ранее положенного времени, к которому прибегают в некоторых компаниях, — вкусные бесплатные завтраки.

Начинать совещание, переговоры, встречу, конференцию без опоздавших тоже хороший способ борьбы с обладателями этой привычки, помогающий им от нее избавиться. «Семеро одного не ждут», — гласит пословица.

С постоянно опаздывающими друзьями или знакомыми можно бороться другим способом: через 15 минут после назначенного времени отправить смску с текстом вроде: «Ушла, больше ждать не могу». Люди, которые мирятся с опозданиями и прощают их, обречены на то, чтобы тратить свое личное время на ожидание.

«Никогда не опаздывай, тем более к тому, кто тебе нужен», — Рената Литвинова.

Тем же, кто все-таки опаздывает, советуют не нервничать, принять этот факт и максимально минимизировать проблемы от своего опоздания: заранее предупредить ожидающих. (Разумеется, это касается тех, кто опаздывает нечасто.)

К тому же человек, влетающий на важную встречу запыхавшийся, с растрепанной прической и развевающимся галстуком, вызывает не сочувствие, а иронию и насмешки. Не нужно оправдываться и придумывать «уважительную» причину: внезапно заболевшую жену, маму или ребенка, аварию, пробки и т. п. Все равно никто не поверит. Опоздать мог бы каждый из собравшихся, но, тем не менее, все пришли вовремя. Заходим, извиняемся и занимаем свое место, стараясь не привлекать к себе внимания.