SWOT-анализ: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

SWOT-анализ: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

SWOT-анализ является крайне необходимым элементом исследований, а также обязательным предварительным этапом в случае составления любого уровня маркетинговых и стратегических планов. Данные, которые получены в результате ситуационного анализа, как правило, служат базисными элементами при начальной разработке стратегических целей или задач компании.

Это такая удобная универсальная методика, что применима она и в повседневной жизни. Так, неплохо провести «SWOT-самоанализ», с той целью, чтобы понять, куда необходимо двигаться далее в карьерном развитии. При приеме на работу, перед собеседованием, ситуационный анализ поможет вам реально оценить свои силы, свои возможности, а также четко определиться на каких моментах вам необходимо будет акцентировать ваше внимание, а что оставить за кадром.

Кроме того, он поможет просчитать еще и некоторые «каверзные вопросы» интервьюера либо подготовится к логическому обоснованию всех своих ответов. Даже в ряде житейских проблем, освоенная простая методика поможет вам найти правильное решение.

Известно, что аббревиатура SWOT расшифровывается как:

  • Strengths – самые сильные стороны;
  • Weakness – самые слабые стороны;
  • Opportunities – новые возможности;
  • Threats – различные угрозы.

Говоря иначе, SWOT анализ представляет собой анализ всех сильных и всех слабых сторон организации, а еще возможностей с угрозами со стороны уже внешней окружающей среды. Как правило, «S» и «W» относят к состоянию компании, а уже «O» и «T» относят к внешнему окружению организации.

Более того, по результатам ситуационного анализа оценить можно, обладает ли определенная компания внутренними силами, необходимыми ресурсами, чтобы реализовать все имеющиеся возможности либо противостоять угрозам, а также какие внутренние недостатки требуют самого быстрого устранения.

Главное при проведении любого SWOT-анализа, впрочем, как и иных исследований и какого-либо стратегического планирования, это умение мыслить, умение адекватно «взглядом со стороны» посмотреть на свою организацию, на встающие задачи и на проблемы.

Если вы можете отойти от всех своих субъективных оценок, а, известно, что любые личностные оценки, как правило, всегда носят субъективный характер, если вы можете внимательно пройтись по всем параметрам SWOT, то вы, безусловно, справитесь со SWOT-анализом. Более того, специального образования, чтобы провести базисный вариант анализа совсем не нужно.

Нельзя, однако, доверять проведение анализа только лишь собственникам бизнеса или большинству генеральных директоров. Как правило, ни те, ни другие, в особенности основатели компаний, не в состоянии суметь полностью отойти от своих собственных представлений о ведении собственного бизнеса и взглянуть на него со стороны, как незаинтересованный сторонний наблюдатель. Здесь не помогут ни весьма обширный опыт работы, ни образование.

Ключевыми факторами анализа, как правило, являются менеджемент, маркетинг, в том числе включая анализ коммуникационной программы, персонал, в особенности работа торгового персонала, анализ продуктового портфеля, анализ системы сбыта компании, анализируются приоритетные конкуренты, а также проводится анализ ценовой политики.

Как правило, неотъемлемыми частями любого SWOT-анализа являются внутренний аудит всей компании, а также аудит внешней среды. В процессе проведения именно внешнего аудита оценивается привлекательность всего рынка и иные возможности, а также угрозы внешней среды.

Оценивая внешнюю привлекательность рынка, важно обратить внимание на следующие моменты. Тенденция рынка. Целью анализа является описание развития на спрос в каждом из представленных сегментов рынка. Поведение покупателей. Нужно оценить поведение покупателя при его покупке, использовании, а также владении товара, его покупательские привычки, факторы, которые влияют на процесс совершения покупки, а также на анализ имиджа торговой марки либо компании.

Структура сбыта. Здесь нужно оценить ожидаемое состояние всей сети дистрибьюции, ожидания и, конечно, мотивацию партнеров компании. Конкурентная среда. Не забудьте оценить в данном разделе анализа все, а их четыре, конкурентные силы именно по Портеру. Не забудьте оценить рыночную силу потребителей с поставщиками, угрозу товаров субститутов (заменителей), а еще барьеры входа на рынок.

Помимо этого, важное влияние на всю успешность компании оказывать могут следующие факторы внешней макросреды, влиять на которые, как правило, никакая компания не может. Это законодательство и политическая среда, а также ожидаемые либо возможные ее изменения. Это законодательные акты и иные нормативные документы, которые также могут повлиять на работу всей компании.

К примеру, для очень многих торговых или производственных компаний критически важными считаются изменения в таможенном законодательстве, в особенности для малого или же среднего бизнеса. Даже небольшое изменение таможенных пошлин, если к таковому не быть готовым, может превратить достаточно успешную не очень большую компанию в полного банкрота. Это экономическое положение страны, региона. Это изменение показателей ВНП, а также возможные очень крупные изменения в экономике, которые также могут повлиять на какую-либо компанию.

Правильная оценка возможностей, угроз экономической ситуации позволит вам, например, своевременно внести все жизненно важные изменения в ценовую и ассортиментную политику компании. Это социально-демографические факторы. Это изменение технологий. Бывает также критическим, в особенности, когда на рынке ожидается появление неких товаров-субститутов, которые товар компании могут превратить в «устаревший хлам».

Это международная среда, которая оказывает влияние на очень многие, однако, далеко не все компании. Это экологическая среда, которая также должна учитываться рядом компаний. После всего этого принимаются во внимание все тенденции, компания которые может использовать. Далее продумываются меры по нейтрализации угроз.